Перейти к основному содержанию

Главная      Автомобильные арестанты

Автомобильные арестанты

Каждый третий нарушитель Правил дорожного движения в России не платит штрафы

В Петрозаводске с января этого года водителей, отказывающихся платить штрафы ГИБДД, отправляют за решетку сроком до 15 суток. И это не единичный случай применения столь суровой меры наказания за нарушения Правил дорожного движения в отдельно взятом городе. Пример Петрозаводска используется уже по всей стране - правоохранительные органы обосновывают свои действия соответствующей статьей Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) .

Штрафная яма

Студент петрозаводского филиала Санкт-Петербургского университета МВД Виктор Шабаев пришел в отдел по административным правонарушениям ГИБДД города, чтобы вернуть водительское удостоверение, изъятое у него за нахождение за рулем в нетрезвом состоянии. Сотрудники отдела напомнили ему, что он не заплатил штрафов в общей сложности на 15 тысяч рублей, наложенных на него инспекторами ГИБДД. Студент не придал этому серьезного значения. А через несколько минут в кабинет вошел наряд милиции, взял нарушителя под стражу и отвез его в Петрозаводский городской суд. Через полчаса судья зачитал приговор: по статье 20. 25 КоАП арестовать на 15 суток. Сумма неуплаченных штрафов у другого жителя Петрозаводска, Олега Звягинцева, была меньше, а потому он провел в изоляторе 7 суток.

В Омской области подобные наказания получили более 20 водителей. По свидетельству гаишников, первым из омичей, кто временно потерял свободу из-за неуплаты штрафов за нарушение Правил дорожного движения, стал фермер Леонид Толкунов. У него накопилось штрафов на две с половиной тысячи рублей. Денег и времени на уплату официально запротоколированного долга у него было хоть отбавляй, но, как сам впоследствии признался Толкунов, "просто не придал значения такой мелочи". Загремев на нары на 10 суток и отбыв наказание, фермер удивительно проворно оплатил все штрафы через полчаса после выхода из СИЗО.

Аресты проштрафившихся водителей начались и в Москве. Первым в спецприемник угодил некий Эльдар Хассибов, уроженец Азербайджана. Как выяснилось, за два года он набрал квитанций на 7500 рублей. Когда же его в очередной раз остановили за проезд на красный свет, Хассибов заявил, что ему проще отсидеть в тюрьме, чем выплатить все штрафы...

Судебных приставов не боятся

Статья административного кодекса, по которой неплательщиков можно сажать за решетку, вступила в действие еще в 2003 году, однако активно применять ее начали только сейчас. Сложности были связаны с оформлением документов, необходимых для передачи дела в суд, и розыском должников. Теперь их будут вылавливать с помощью системы "Поток", фиксирующей номера автомобилей на дороге и сверяющей их с базами данных ГИБДД. Компьютер "вычислит" злостного должника в потоке автомобилей, а дальше инспектору останется только его задержать и вызвать наряд милиции, чтобы отвезти нарушителя прямиком в суд.

- Дальше все зависит от настроения судьи: он может либо увеличить сумму штрафа в два раза, либо арестовать сроком на пятнадцать суток, - объяснил корреспонденту "ЕР" адвокат Сергей Петухов. - Кстати, если отпущенный на свободу водитель не оплатит штраф в установленный срок, то во второй раз отсидки избежать уже не удастся.

Представители ГАИ уверены, что действующая сейчас система сбора штрафов неработоспособна, о чем говорят показатели их собираемости. Как заявил начальник главного управления ГИБДД МВД России Виктор Кирьянов, после введения в 2002 году нового Кодекса об административных правонарушениях и системы оплаты штрафов за мелкие нарушения без изъятия водительских удостоверений собираемость уменьшилась в три раза. В Москве ситуация еще хуже - по неофициальным данным, оплачивается только одна из каждых 10 квитанций. "Раньше, когда наши сотрудники забирали у водителей удостоверения и отдавали их только после уплаты штрафа, квитанции оплачивались в 98 случаях из 100", - уверяет Кирьянов.

Сейчас инспекторы могут отбирать права у водителя только за грубые, нарушения, например, за езду в пьяном виде или выезд на встречную полосу. За остальные нарушения они должны составить протокол и выдать постановление-квитанцию на уплату штрафа. Если водитель проигнорировал оплату и не сделал это в тридцатидневный срок, то ГАИ передает дело в суд, а после его решения к неплательщику должны прийти судебные приставы. Тот водитель, кто готов в установленный законом месяц погасить задолженность, как и раньше, обязан после Сбербанка лично явиться в ГАИ и сообщить об уплате штрафа. Иначе его будут считать неплательщиком. Впрочем, как вариант можно отправить "платежку" заказным письмом.

- Однако водители попросту игнорируют оплату штрафов, - считает командир московского спецбатальона ДПС Леонид Белоусов. - Судебных приставов они не боятся. Все понимают, что ни один из "мытарей" не пойдет к нарушителю из-за 50 рублей. В Москве, к примеру, приставы занимаются совсем другими вещами - получают проценты от отсуженных сумм. Понятно, что их скорее заинтересуют 10 процентов с тысячи долларов, а не червонец с неоплаченного штрафа. Как правило, наши запросы возвращаются обратно с формальными придирками: судебные приставы просят указывать в запросах такие данные водителя, которых мы просто не можем знать, к примеру, место работы нарушителя, сколько у него детей или официальную заработную плату. Дескать, без этих сведений судебные приставы поисками неплательщиков не занимаются.

Ко всему прочему в общую базу данных по нарушителям ПДД и выданным протоколам, которая существует в ГАИ, попадает только часть сведений о выписанных штрафах - столько, сколько успевает ввести за смену оператор. Остальные бумаги просто сваливают в архив. Как любят жаловаться в ГАИ, не хватает техники и рабочих рук - в электронную базу попадает только каждый 15-й нарушитель. Потому-то случаи, когда инспектор ГИБДД, проверив документы водителя через компьютер, укоряет его в неуплате штрафа, крайне редки.

На нары через 10 лет

По новому закону существует ряд нарушений, за которые у водителя все-таки могут отобрать права. Казалось бы, уж в этой ситуации оплаты штрафа и судебного разбирательства не избежать. АН нет. Меру пресечения водителю выбирает суд. Поэтому до момента судебного процесса человеку выдается временное разрешение на управление транспортным средством. Раньше оно выдавалось на определенный срок. Теперь лимита его действия не существует. Лишившись прав за грубое нарушение Правил дорожного движения, водитель получает "временку" и не является на суд. Судья заочно признает его виновным и лишает прав, скажем, на 12 месяцев. Весь этот год автомобилист спокойно может ездить по временному разрешению при условии, что он не будет нарушать правила. Через год он сдает временное разрешение в ГАИ и получает обратно права.

Выход из сложившейся ситуации руководители ГИБДД видят только один - вернуть себе право штрафовать нарушителей прямо на дороге. "Чтобы заставить автомобилистов оплачивать штрафы, нужно провести также целый комплекс мероприятий, - считает начальник отдела дознания и административной практики Главного управления ГИБДД МВД России Владимир Кузин. - Необходимо создать единую компьютерную базу, которой будет оснащен каждый пост ДПС, и разработать более упрощенный вариант квитанции об оплате".

К слову, на осуществление "комплекса мероприятий" у ГИБДД вполне достаточно, так как статья 20. 25 КоАП не имеет срока давности. Если злостному нарушителю Правил дорожного движения в течение продолжительного времени удавалось избегать встречи с Фемидой, то и через 5, и через 10 лет его могут отправить на нары за неуплату давно позабытого 100-рублевого штрафа. Все потому, что в памяти гаишного компьютера неуважение к правилам, если оно зафиксировано оператором, сохраняется вплоть до полного урегулирования с правоохранительными органами всех спорных моментов.