Перейти к основному содержанию

Главная      ДОРОГУ ОСИЛИТ НЕПЬЮЩИЙ

ДОРОГУ ОСИЛИТ НЕПЬЮЩИЙ

Мы всегда говорим о раненых и погибших в дорожно-транспортных происшествиях с особым сожалением, поскольку невозможно никак в наше время, пусть и не самое благополучное, оправдать жертвы человеческие, принесенные на алтарь беспечности. Вдвойне приходится сожалеть, когда узнаешь, что трагедия случилась в пути по вине водителя, который заложил за воротник. При всем том, что философские размышления о жизни и смерти, привязанные к какой-то аварии, нам хорошо известны и понятны, все равно есть смысл повторить прописные истины. Ну, зачем садиться за руль пьяным? Ведь погубишь себя. А еще хуже, когда загубишь чужую невинную жизнь.

И тем не менее вопреки всем запретам автомобилисты пьют. И в минувшем году по вине водителей, нарушивших правила дорожного движения в состоянии опьянения, было совершенно 137 дорожно-транспортных происшествий. Много или мало? Много, если учесть, что по сравнению с предыдущим годом это больше на 19 процентов. При этом на сорок процентов стало меньше жертв, однако тешиться тем, что люди меньше гибнут, не особенно хочется. Ведь, напомню, речь идет о жизни человеческой, каждая из которых бесценна. И потому есть искренне желание впредь не допускать такого. Но как?

Масштаб проблемы, о которой мы поведем разговор, куда больше, чем многие предполагают. Это надо понимать так: не каждый раз, к счастью, управление автомобилем в нетрезвом состоянии заканчивается происшествием. Случается так, что их удается предотвратить благодаря тем, кто стоят с жезлом на дороге.

Статистика, к которой мы будем постоянно обращаться, однозначно говорит о том, что в минувшем году на дорогах области было выявлено 11 137 человек, которые управляли транспортным средством во хмелю. Мы прекрасно понимаем, что далеко не каждый пьяный автомобилист попадается на глаза «гаишникам», а потому истинное количество тех, кто явно пренебрегают правилами, и того больше. И если призадуматься, то все мы невольно попадаем в зону риска, поскольку, получается, не застрахованы от неожиданного наезда подвыпившего автомобилиста.

Тот глубоко ошибается, кто считает, что грешат спиртным только сельские мужички, которые ездят по дорогам в тамбовской глубинке, где нет постов ГИБДД. Проблема пьяного водителя актуальна абсолютно повсюду. В том числе и для Тамбова, где много машин, пешеходов и улиц. Так вот, в минувшем году и в областном центре было зарегистрировано 29 ДТП с участием нетрезвых водителей, а это на 52,6 процента больше по сравнению с 2003 годом!

Лучший способ предотвратить какое-либо происшествие — напомнить еще раз о том, к сколь тяжким последствиям приводит потребление спиртного. Увы, почему-то вопреки постоянным назиданиям об ответственности, водители все-таки считают возможным прокатнуться туда-сюда, употребив немножко водки. А потому по-прежнему самой эффективной мерой профилактики остается именно наказание.

По мнению начальника управления ГИБДД УВД Тамбовской области полковника милиции Олега Кузьменко, водители потому и допускают нарушения, поскольку уверены, что это сойдет им с рук. И такому поведению есть логичное объяснение. В былые времена именно ГАИ была наделена полномочиями лишать или не лишать провинившегося права водить автомобиль, мотоцикл. И, как правило, трем из четырех провинившихся на некоторое время отказывали в праве садиться за руль. И это было тем самым поводом, чтобы призадуматься над тем, пить или не пить? С тех же пор, как такие вопросы стали решать мировые суды, ситуация заметно изменилась.

Опять приведем статистику. Напомню, что в прошлом из 11 137 человек, которые были пьяны, но считали, что они все-таки могут управлять транспортным средством, материалы в суд были направлены только на 4 068 человек. Остальные избежали этой участи по самым разным причинам. Скажем, у водителя обнаружены признаки потребления алкоголя, но пока медицинское освидетельствование будет проведено, пока за много километров его доставят в больничку, у него появляется свежее дыхание и бодрый вид. А по суду только 2 200 были лишены водительских прав, то есть чуть более 54 процентов.

Здесь же нужно упомянуть и о другом. За минувший год «гаишниками» было выявлено 452 факта передачи управления автомобилем кому-то другому. Это надо понимать так: человек, даже будучи пьян, остатками сознания понимает, что ему садиться в кабину нельзя, а потому он предоставляет возможность крутить баранку менее пьяному или тому, кто трезв, но правами такими не наделен. До суда дошло 142 подобных дела, при рассмотрении которых наказали на всю катушку только 73 человек, или 51 процент с небольшим.

К проблеме, как ни подойти, как ни крути туда-сюда цифрами, а итог один и тот же. Слишком либерально современное законодательство, да и мы все снисходительны, когда прощаем всех тех, которые не знают и не хотят знать, что такое ответственность. Абсурдность ситуации, когда провинившийся готов заплатить штраф и вновь гонять по дорогам пьяный, была столь очевидной не только на Тамбовщине, но и в целом по России, что свое слово решили сказать депутаты Государственной Думы. Они внесли изменения в законодательство. Право наказывать провинившихся так и осталось за мировыми судами. Однако теперь никаких штрафных санкций нет. Есть только одно наказание, и оно в том, что шофера только лишают прав сроком от полутора до двух лет.

Как подчеркнул в беседе с корреспондентом юрисконсульт отдельного батальона дорожной патрульной службы управления ГИБДД Сергей Адногулов, ему довольно часто приходится находиться в судах, когда рассматриваются административные дела, так или иначе связанные с нарушениями правил дорожного движения. В день выпадает по 1-3 заседания. Это точно. Иногда и 7. Всего же на середину февраля, то есть за полтора месяца нынешнего года, их было 44. Если учесть, что первую половину января все мы отдыхали, то надо признать, что хлопот на одного юрисконсульта, который, естественно, отстаивает интересы закона, выпадает немало. И как приметил он сам, чаще всего приходиться заниматься именно делами, связанными с лишением прав водителей, которые находились в опьянении. Их ровно 67 процентов!

Понятно, ох, как понятно желание какого-либо обладателя четырехколесной собственности сидеть за рулем. С годами к машине сильно привыкаешь, и потому не хочется, чтобы она полтора-два года стояла в гараже. Но коль провинился, то пенять приходится только на себя. Впрочем, некоторые, и их не так уж мало, спешат опротестовать решение мировых судов. И чаще всего жалуются на то, как проводилось медицинское освидетельствование. Суд, если посчитает нужным, вызывает врачей. Однако, как показывает опыт, трудно доказать, что ты был трезв, если ты был пьян. Поэтому такие административные дела, если и возвращаются в мировые суды, то в основном тогда, когда установлены факты нарушений процессуального законодательства. Все это должно послужить хорошим уроком для тех, кто не могут отказаться от соблазна выпить сто грамм, точно зная, что ему еще предстоит длинная дорога.

Александр СТАВРИЕЦКИЙ.