Два года - за отказ
Заподозренных в управлении автомобилем в нетрезвом состоянии смогут лишать прав и без данных врачей-наркологов.
На днях Госдума приняла во втором чтении поправки к Кодексу "Об административных нарушениях", а именно - в те пункты, которые касаются наказания водителей, пойманных за рулем в нетрезвом состоянии.
Напомним, что в конце прошлого года уже были приняты поправки к "пьяным" статьям: отделаться штрафом за управление транспортным средством в состоянии опьянения стало уже невозможно. Одновременно были увеличены и сроки лишения прав - с года до полутора-двух лет. Шаг этот был вынужденным, поскольку российские водители показали, что ценить доброе к себе отношение они не умеют. Когда два года назад вступал в силу новый Кодекс, в нем было уточнено, что наказание за управление автомобилем в нетрезвом состоянии будет определять суд. И после первого полугодия действия Кодекса стало ясно: судам проще штрафовать водителей, нежели изымать у них "права". Статистка стала просто ужасающей: число аварий, совершенных нетрезвыми водителями, стало расти, а доля наказанных - наоборот, сокращаться. Так, лишь каждый десятый водитель лишался права управлять транспортным средством: остальные, внеся "в кассу" от 10 до 20 МРОТ, сохраняли за собой это право.
Штрафы оказались даже выгоднее нежели поборы, которыми обкладывали любителей выпить нечистые на руку инспекторы
ГИБДД: согласитесь, гораздо проще заплатить 2000 рублей (по тем временам - 70 долларов) официально, чем дать 100 долларов на лапу.
Одним словом, после года такого беспредела стало ясно, что "по-хорошему" - нельзя. Решили по-плохому.
Однако и после введения суровых наказаний у водителей, хвативших лишку, оставался еще небольшой шанс избежать лишения прав, отделавшись, как говорится, легким испугом и сравнительно небольшим штрафом.
Речь шла об отказе от медицинского освидетельствования.
То есть, если сотрудники ГИБДД останавливали машину с явно нетрезвым водителем, он мог просто заявить, что отказывается и дуть в трубочку, и ехать в диспансер сдавать кровь и прочие анализы... В этом случае составлялся административный протокол, и нарушителю предстояло лишь оплатить порядка двух тысяч рублей. Дело в том, что, раз к ответственности привлекает суд - суду нужны доказательства: результаты медосвидетельствования. Нет результатов - нет наказания... Как показывает статистика, все большее число нарушителей стало хвататься за "отказную" соломинку. Если в 2000 году таких было всего 16 тысяч, то за прошлый год по факту отказа от медицинского освидетельствования составили уже 320 тысяч протоколов.
В то же самое время за последние два года число задержанных за управление в нетрезвом виде снизилось в два раза, что, по мнению экс-руководителя Главного управления ГИБДД МВД России, а ныне сенатора Владимира Федорова, говорит не о том, что у нас стали меньше пить, а о том, что стали реже наказывать...
Законодатели и ранее обращали внимание на то, что "Кодекс", принятый в свое время впопыхах, не обеспечивает неотвратимости наказания за управление в нетрезвом виде. Тогда-то и появился на свет законопроект с очередными поправками в 12-ю главу "КоАПП". Его авторами стали заместитель председателя Совета Федерации Светлана Орлова и сенатор Владимир Петров.
Законопроект, прошедший уже два чтения, предусматривает отказ от штрафных санкций за отказ от освидетельствования в пользу лишения водительского удостоверения на срок от полутора до двух лет. Таким образом, буква закона - если он будет принят - облегчит работу судам, заваленным тысячами спорных исков.
Однако у законопроекта есть и обратная сторона медали.
Так называемые защитники прав автомобилистов упирают на то, что, мол, прежде чем принимать драконовские постановления, нужно "вырастить" поколение честных инспекторов ГИБДД. И что введение более сурового наказания за управление автомобилем в нетрезвом состоянии уже привело к росту поборов на дорогах. Так, упомянутая выше взятка в размере ста долларов уже выросла в полтора-два раза.
Тем не менее разработчики не сомневаются в необходимости введения поправок в Кодекс и не сомневаются в том, что законопроект будет одобрен и в третьем чтении, и Советом Федерации, и президентом России.
Более того: в настоящее время депутаты Госдумы уже получили новые законопроекты с поправками к 12-й главе КоАПП: они предусматривают ужесточение наказания для тех, кто управляет автомобилем без водительского удостоверения и введение 15-суточного административного ареста для тех, кто лишается прав вторично.
Нам же остается заметить, что за последние 15 лет попытки ужесточить наказание за нарушение правил дорожного движения предпринимались неоднократно. И каждый раз не оправдывались результатами. Видимо, главное -не тяжесть наказания, а его неотвратимость.
И последнее уже - целиком и полностью на совести рядового состава ГИБДД.