ИМИТАЦИЯ АКТИВНОСТИ
Борьба милиции с затемненными стеклами дает обратный эффект
Каждый раз, когда у нас происходит что-либо чрезвычайное, структуры МВД реагируют на это довольно оригинально. Вместо того чтобы заниматься расследованием и устранением причин преступлений, они просто имитируют активность. Растрачивают материальные средства, отвлекают от полезных и нужных дел людские ресурсы и в итоге оказываются перед фактом бесполезности принятых мер. Более того, такие действия неоднозначно воспринимаются народом. У многих они вызывают негативную реакцию, и это способствует падению и без того низкого авторитета милиции. Однако из этого не делают никаких выводов, а продолжают наступать на те же самые грабли.
Разговор о перманентной борьбе МВД Дагестана с автомобилистами из-за затемненных стекол. Последнее крупномасштабное оперативное мероприятие было связано с покушением на председателя дагестанского отделения Пенсионного фонда Амучи Амутинова и секретаря Совоеза. республики Ахмеднаби Магдигаджиева, а до этого — с гибелью замминистра внутренних дел Магомеда Омарова. Менее масштабные проводятся каждый раз, когда случаются те или иные ЧП. Когда погиб министр Магомедсалих Гусаев, в это дело, видимо, с подачи МВД Дагестана, оказался вовлеченным даже председатель Госсовета Магомедали Магомедов. Тогда в официальном правовом акте — постановлении Госсовета республики от 29 августа 2003 г. N110 «О террористическом акте в отношении министра по национальной политике, информации и внешним связям Республики Дагестан Гусаева М. М.», подписанном главой республики, министру внутренних дел Дагестана было предписано: «...в целях профилактики тяжких и особо тяжких преступлений с использованием автотранспорта принять решительные меры по пресечению эксплуатации автотранспортных средств с затемненными стеклами на территории Республики Дагестан» (п.7 постановления).
Следуя этому пункту, сотрудники ГИБДД и прочих милицейских структур борются за претворение в жизнь директив своих начальников. Однако проблема не только не решается, но, наоборот, с каждым днем усугубляется. И действия милицейских чиновников дают обратный эффект. Это похоже на борьбу с гидрой из греческой мифологии, у которой вместо отрубленной головы вырастает множество новых... Подтверждение тому — более 90% легковушек имеют затемненные стекла.
Почему это происходит? Да потому, что действия милицейских структур в решении этой проблемы основаны на беззаконии. Сотрудники милиции требуют от владельцев машин снять пленки со стекол. Получив отказ, сами начинают их сдирать или доставляют машины на платные штрафные стоянки. На водителей составляют протоколы о неисполнении требований сотрудников милиции по устранению выявленных нарушений Правил дорожного движения, подвергают их штрафам. Так вот, все эти действия милиции являются незаконными. И совершая их, они превышают свои служебные полномочия. А это деяние подпадает под статьи Уголовного кодекса РФ, за которые предусмотрена ответственность вплоть до лишения свободы.
Само по себе заклеивание лобового стекла и стекол передних дверей автомобиля пленкой, безусловно, является нарушением Правил дорожного движения (ПДД). Но за это конкретное нарушение законодательством определена конкретная мера ответственности.
Какая же мера ответственности предусмотрена законом за заклеивание стекол? За ответом обратимся к Кодексу об административных правонарушениях (КоАП), регулирующему эту сферу деятельности. В пункте 1 ст. 12.5 говорится, что управление транспортным средством с неисправностями, при наличии которых запрещена его эксплуатация, влечет за собой ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ или наложение административного штрафа в размере 1/2 минимального размера оплаты труда (в денежном выражении это составляет 50 рублей). То есть нарушитель может быть сразу подвергнут штрафу в размере 50 рублей или же предупрежден о том, что им допущено нарушение и, если он его не устранит, он может быть подвергнут более жестким мерам, таким, как наложение административного штрафа (в том же размере). Другого не дано. Это наглядно демонстрирует второй пункт вышеупомянутой статьи, где специально перечислены правонарушения, при которых предусмотрены иные, более жесткие меры ответственности. Так, за управление транспортным средством с заведомо неисправными тормозной системой, рулевым управлением или сцепным устройством предусмотрено не только наложение административного штрафа, но и запрещение эксплуатации транспортного средства до устранения неисправностей. Осуществляется это путем задержания (временного принудительного прекращения использования транспортного средства до устранения неисправностей), помещения на специализированную автостоянку или же снятия государственных регистрационных знаков (п.2 ст. 12.5, п.1 ст. 27.13 КоАП, п. 2 «Правил задержания транспортного средства...», утвержденных постановлением правительства РФ N759 от 18.12.2003 г.).
Чем же они оправдывают свои незаконные действия? Вышеупомянутым постановлением Госсовета республики. Поэтому хочу особо акцентировать внимание читателей на тексте этого постановления в свете федерального законодательства. Постановлением правительства РФ N127 от 21.02.2002 г. утвержден «Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств». В пункте 7.3 указано, что запрещается установление дополнительных предметов или нанесение покрытия, ограничивающего обзорность с места водителя. То есть разговор в данном случае идет только о том, что не допускается установление чего-либо такого, что мешает самому водителю автотранспортного средства, а не кому-либо другому, кто хочет вести за ним наблюдение. А в интерпретации госсоветовского постановления решительные меры по борьбе с затемненными стеклами производятся «в целях профилактики тяжких и особо тяжких преступлений». Это не что иное, как: 1) рассмотрение каждого, кто затемнил стекла, в качестве потенциального преступника; 2) переложение правоохранительными органами своих задач по профилактике тяжких и особо тяжких преступлений на плечи самих граждан и их принудительное вовлечение в орбиту своей служебной деятельности. Вы все, мол, снимите пленки, чтобы мы видели, кто и что находится в салонах машин, так как это упростит нам наблюдение за вами. Если так рассуждать, дело может дойти до того, что завтра от нас потребуют убрать заборы вокруг домов, послезавтра снять шторы с окон. А послепослезавтра?
Даже такие действия властей, несмотря на их абсурдность, можно было бы понять и принять. Но только в том случае, если бы власть сама показала в этом пример. Поэтому сразу после издания постановления власти нужно было обратиться к народу и объяснить, что такие меры необходимы, нам нужна консолидация, и мы — те, кто у власти — первыми идем на это, показывая пример всем остальным. Нужно было дать указание всем правительственным, федеральным, муниципальным чиновникам снять эти злополучные пленки и лишь затем требовать того же от населения.
Перед тем как написать эту статью, я посетил многие правительственные структуры, учреждения федеральных органов власти, судебных, надзорных, контрольных правоохранительных органов, прокуратуры. Все до единого ездят на «бункерах» (так называют сотрудники ГИБДД машины с особо затемненными стеклами). И народ это видит. Вот почему все усилия правоохранительных органов уходят в песок, превращая их деятельность в борьбу с ветряными мельницами.
В такой ситуации, когда популярность правоохранительных органов среди населения крайне низка и продолжает падать, очень важно соблюдать законность и этим восстановить утраченное доверие. Не все средства хороши для достижения целей. Да и цели эти какие-то мифические. Ведь никто не может всерьез полагать, что затемненные стекла являются основной причиной совершения в республике тяжких и особо тяжких преступлений. Каждый здравомыслящий человек знает и понимает, какие социальные противоречия лежат в их основе. И сдиранием пленок их не искоренишь.