Перейти к основному содержанию

Главная      Разбор "полетов"

Разбор "полетов"

В любую погоду и на какой угодно дороге Его Величество Случай может распорядиться так, что водитель окажется участником ДТП. От этого, к сожалению, не застрахован никто. И, как это ни парадоксально звучит, нужно быть всегда готовым попасть в аварию. Немало людей убедилось на собственном опыте, что принцип "это может произойти с кем угодно, но только не со мной" убаюкивает бдительность и приводит к печальным последствиям.

И вот случилось... Вы все еще не верите в происшедшее, растерялись, запаниковали. С этого момента, если не знаете правил поведения при ДТП, вы совершаете ошибку за ошибкой. Так как же грамотно действовать при дорожной аварии?

ПЕРВАЯ РЕАКЦИЯ

Что произошло, то произошло. Вы попали в аварию, на официальном языке - стали участником дорожно-транспортного происшествия (ДТП). В соответствии с правилами дорожного движения ("священное писание" для любого автомобилиста) водитель, причастный к ДТП, обязан немедленно остановить транспортное средство, включить аварийную световую сигнализацию и выставить знак аварийной остановки. Нельзя перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию. Необходимо принять возможные меры для оказания доврачебной помощи пострадавшим. В экстренных случаях необходимо направить их на попутной машине в ближайшее лечебное заведение. Если такой возможности нет, участник ДТП доставляет пострадавших в медицинское учреждение на своем транспорте.

В больнице вы должны сообщить свои данные, госномер автомобиля, предъявить документы, удостоверяющие личность, и регистрационный документ на автомобиль. После этого вы обязаны вернуться на место происшествия. Только при таких действиях вас не обвинят в оставлении места ДТП.

Ни в коем случае не пытайтесь общаться в некорректной форме с другими участниками ДТП, даже при их явной вине. Лучше обратите свое внимание на возможных очевидцев происшествия. Срочно записав номерные знаки и марку автомобиля, личные данные свидетелей, вы поможете не столько сотруднику ГИБДД, сколько себе.

Известный лозунг "Спасение утопающих - дело рук самих утопающих" как нельзя лучше подходит к ситуации ДТП. Любой водитель, имея в автомобиле письменные принадлежности, рулетку, фото- или видеоаппаратуру, может зафиксировать самые свежие следы аварии: местонахождение пострадавших, расположение транспортных средств, отдельных деталей и их частей, длину тормозного следа, "юза" и т. д.

КОГДА ПОДОСПЕЛ АВТОИНСПЕКТОР

Участнику ДТП мы рекомендуем по возможности успокоиться, сосредоточиться. Нужно быть внимательным, участвовать в замерах, беседах, записывать для себя цифровые и иные данные, которые инспектор фиксирует, давать объяснения, требовать обязательного их внесения в протокол. Вы вправе требовать фиксации всех замечаний по поводу следов, предметов, всего, что имеет, по-вашему мнению, значение по делу. В случае отказа советуем корректно, спокойным тоном сообщить инспектору, что вы будете вынуждены, подписывая протокол, указать на те обстоятельства и факты, которые в нем не были отражены. Предупредите также, что обязательно обжалуете действия стража порядка. Практика показывает, что зачастую после таких пояснений инспектор ГИБДД более подробно и с вашей помощью описывает обстановку.

Протокол осмотра места происшествия с прилагаемой схемой места происшествия является главным документом, на котором основаны все последующие меры воздействия. Однако итоговым документом необходимо считать протокол об административном правонарушении. С момента его составления на месте происшествия участник ДТП, привлекаемый к административной ответственности, приобретает право знакомиться с материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства. Протокол подписывают инспектор (составитель) и правонарушитель, а также свидетели и пострадавшие (если есть).

Если вы - то самое лицо, которое совершило правонарушение, то вы вправе отдельно прилагать к протоколу свои объяснения и замечания по его содержанию. Своей подписью без заявленных замечаний вы соглашаетесь со всеми зафиксированными обстоятельствами.

Копия протокола немедленно после его составления вручается под расписку лицу, совершившему правонарушение, а потерпевшему - по его просьбе.

ЕСЛИ НЕТ РАЗНОГЛАСИЙ

Водители могут не вызывать представителей ГИБДД на место аварии. Это делается в том случае, когда нет пострадавших, а причастные к ДТП согласны с обоюдной оценкой обстоятельств происшествия. Перед тем, как разъехаться, они обязательно должны составить схему, произвести необходимые замеры на месте. Кроме того, они от своего имени пишут справку о ДТП. В этих документах должна быть отражена характеристика проезжей части: наличие дорожных знаков и светофора (их расположение и возможность обзора), уклон дороги и вид покрытия (асфальт, бетон и др. ), его состояние (сухое, мокрое, обледенение), наличие выбоин (длина, ширина, глубина), размеры проезжей части и разметка на ней, освещенность. Кроме того, подробного, четкого описания требуют место столкновения и следы торможения.

Недопустимы измерения "на глазок" , замеры должны быть сделаны рулеткой, линейкой, иначе при разбирательстве ДТП эти данные не будут иметь юридической силы.

Под схемой нужны подписи участников ДТП, а по возможности и свидетелей, понятых, очевидцев.

Для оформления происшествия водители должны прибыть на ближайший пост ГИБДД. Если авария не будет зафиксирована, любой инспектор, увидев свежие следы повреждения на автомобиле, может счесть его участником какого-либо другого ДТП (с жертвами), да еще скрывшимся с места происшествия.

По информации группы пропаганды ГИБДД отдела МОБ г. Калуги.