Перейти к основному содержанию

Главная      ЖЕРТВЫ "ПЕРЕХОДНОГО" ПЕРИОДА

ЖЕРТВЫ "ПЕРЕХОДНОГО" ПЕРИОДА

Проблема обеспечения безопасности граждан на столичных дорогах становится все более острой. Постоянное увеличение городского автопарка горожан оборачивается не только ставшими уже привычными многочасовыми пробками, но и резким ростом количества аварии с участием пешеходов.

Встревоженный резким ухудшением ситуации, председатель Мосгордумы Владимир Платонов на прошлой неделе созвал в городском парламенте расширенные слушания, посвященные лишь одной проблеме: как повысить в нашем городе безопасность пешехода на дороге.

В общем, надо сказать, что противостояние "автомобиль -пешеход" далеко не однозначно: с одной стороны, мирно переходящих улицу граждан может разметать какой-нибудь безголовый или пьяный лихач, с другой - вполне в московской привычке "ломануться" через дорогу, не обращая внимания на дорожные знаки, разметку и сигналы светофора. Даже на МКАД порой можно встретить потенциальных самоубийц, перебегающих все 12 полос, перелезая через ограждение! В этом случае пострадавшей стороной скорее можно назвать водителя: не ожидая увидеть перед своей машиной идиота, считающего, что "тачка - не трамвай, объедет", даже вполне добропорядочный и соблюдающий все правила автовладелец физически не успевает затормозить, сбивает пешехода и получает плюс к разбитой машине и сильнейшему стрессу еще и уголовное дело, из которого еще надо выпутаться. Кстати, по данным ГИБДД, больше половины ДТП с участием пешеходов происходит, увы, по вине самих пешеходов - за прошлый год их было 3450. Это на 10 процентов меньше, чем в позапрошлом, но все равно цифра впечатляет.

Выступивший на слушаниях начальник УГИБДД ГУВД Москвы Сергей Казанцев рассказал депутатам, что его ведомство также всерьез встревожено этой проблемой и ведет постоянную работу, направленную на то, чтобы война водителей и пешеходов в нашем городе стала менее кровопролитной.

Первое, что необходимо сделать, образно говоря, повысить статус пешеходных переходов в городе. За прошлый год именно на "зебре", где по Правилам дорожного движения, да и вообще по здравому смыслу пешеход должен пользоваться приоритетом и находиться в полной безопасности, было сбито 408 человек, причем 66 -со смертельным исходом...

За 2004 год ГИБДД было проверено 5908 пешеходных переходов, на 982 из них были выявлены недостатки в знаках, разметке, освещении и т. п. В каждом таком случае автоинспекторы направляют предписания в местные органы власти и ремонтные организации с требованием сделать пешеходный переход видным издалека, четко обозначенным и размеченным. Сейчас проходит массовый переход на применение современных светоотражающих панелей так, чтобы даже ночью в свете фар водителю бросались в глаза знак и "зебра". На тех же перекрестках, где светофоры есть, в Москве начинают ставить табло с индексацией времени горения сигналов (так делается, скажем, в Нью-Йорке и Риме), чтобы каждый переходящий дорогу видел, сколько времени еще будет гореть изображение зеленого человечка, и соразмерял силы.

Водителей же на подъезде к переходам будет встречать так называемая гребенка - небольшие искусственные неровности, не вредящие подвеске автомобиля, но напоминающие водителю об опасности появления людей. Это, конечно, не "лежачий полицейский", но скорость сбавить заставит. Кстати, об этих самых "полицейских". Мода на их установку распространяется все шире: в городе их "укладывают" перед школами, больницами, другими учреждениями, возле которых часто появляются дети, пенсионеры, инвалиды. В 2001 году их было установлено 173, в 2003-м - 243, в 2004-м - 324. Одновременно ГИБДД следит за тем, чтобы все они были стандартного размера и не напоминали противотанковые надолбы времен Второй мировой: такие частенько любят самовольно укладывать местные власти.

Обозначение переходов, яркие знаки и ограждения -это все, конечно, хорошо. Но очень много ДТП происходит еще и из-за того, что водители знать не знают (или не желают знать) элементарных правил поведения на дороге и дорожной вежливости.

Борьба с этим должна вестись и через усиление административной ответственности за непропуск пешехода на переходе. Об этом говорил на слушаниях лидер фракции "Единая Россия" в Мосгордуме Андрей Метельский. "Такое ощущение, - сказал депутат, -что, увидев переходящего пешехода, водители стараются не сбросить, а, наоборот, прибавить скорость. Типичный пример: возле Елоховской церкви, куда постоянно стекаются толпы верующих, перейти дорогу просто невозможно. Люди прыгают среди машин, ловя редкие возможности перебежать дорогу".

Кстати, в последние годы качество подготовки начинающих водителей резко снизилось. По мнению Сергея Казанцева, после того как лицензирование автошкол передали из ГИБДД в Департамент образования, появилось огромное количество автокурсов, не имеющих нормальной материальной базы, чтобы качественно готовить будущих водителей. В общем, как метко заметил депутат Сергей Гончаров, "как мы обучаем водителей, так они и давят пешеходов"...

Конечно, повышение штрафов - прерогатива федеральных законодателей, но столичный парламент в данном случае мог бы использовать свое право законодательной инициативы и представить в Государственную Думу соответствующий законопроект. Вообще очевидно, что у Москвы как мегаполиса есть собственные "приоритетные" нарушения ПДД. Как сказал на слушаниях депутат Александр Кругов, "наверное, для города Весьегонска проблема выезда на заполненный перекресток неактуальна, в Москве это одна из основных причин возникновения пробок". Возможно, московским депутатам следует подготовить целый пакет поправок в Кодекс об административных правонарушениях и Правила дорожного движения? По крайней мере ГИБДД готов представить свои предложения. Это может быть, скажем, усиление ответственности за непропуск пешеходов на светофорах и за езду по пешеходным и велосипедным дорожкам, обязательное включение ближнего света при движении (кстати, эта простая мера за рубежом позволила снизить количество ДТП с участием пешеходов сразу на 30 процентов!), ряд других мер. И вообще проблема обеспечения безопасности пешеходов в городе является глобальной, ее нельзя решить в отрыве от множества других проблем: парковки автомашин, движения общественного транспорта (есть идея отвести для этого отдельные полосы, как на Западе).

Если московским законодателям удастся воплотить хотя бы часть задуманного, то и пешеходам, и водителям в нашем городе жить станет легче и безопаснее.