Перейти к основному содержанию

Главная      ДОРОЖНАЯ ЛОВУШКА

ДОРОЖНАЯ ЛОВУШКА

2005 год начался с трагедии: в ДТП погиб ребенок. А в 2004 году по Костромской области в ДТП погибли шесть детей, ранено 108. Только в Костроме за прошедший год дорожные аварии унесли жизни трех ребятишек. Первой жертвой железного монстра стал шестилетний мальчик, погибший на ул. Юрия Смирнова, потом на ул. Советская под колеса автобуса попала 12-летняя Женя, а в конце октября на Кинешемском шоссе "десятка" сбила пятиклассника. Все это лишь сухая милицейская статистика, за которой стоит жизнь маленького человека, трагедия семьи.

Еще несколько месяцев назад Женя К. жила обычной жизнью с каждодневными заботами, радостями, строила планы на будущее, мечтала. Но судьба распорядилась иначе. 30 сентября жизнь Жени трагически оборвалась. Все случилось после занятий, в четвертом часу дня. Женя шла к остановке на площади Конституции, чтобы ехать домой в Рабочую слободу. Переходя улицу Советская по пешеходному переходу, Женя попала под средние колеса "Икаруса".

После случившегося водитель был в шоке, мужчине стало плохо, и его с сердечным приступом "скорая помощь" увезла в больницу. Очень быстро место аварии окружила толпа людей, некоторые искренне сочувствовали, другие же с любопытством наблюдали за происходящим. Как заметил инспектор ДПС: "У нас не бывает очевидцев происшествия. Есть любители зрелищ, которых в тот день было много". Даже те, кто стоял на другой стороне дороги, смело выходили на проезжую часть, чтобы поглядеть на чужое горе.

Тяжело переживали случившееся одноклассники Жени из 8 "А". Вместе с родными о ней скорбил весь лицей № 34. На следующий день в фойе школы появилась большая фотография Жени в траурной рамке. На похороны пришел весь класс.

Классный руководитель 8 "А", Галина Михайловна, рассказывая нам о Жене, не могла сдержать слез. Она воспринимает гибель ученицы как утрату собственного ребенка. Галина Михайловна не понимает, как Женя, которая была обязательной девочкой и всегда контролировала свои действия, могла угодить под колеса автобуса. На следующий день после трагедии занятия в 8 "А" классе были отменены. С детьми весь день работал психолог, но десять человек долго не могли выйти из состояния тревожности.

Пешеходный переход на Советской, где погибла Женя Корнилова, считается опасным. Тем не менее, через улицу с интенсивным движением постоянно ходят учащиеся 28-й гимназии и 34-го лицея. Директора этих школ не раз предлагали соорудить на этом участке дороги "лежачий полицейский". Но сотрудник ГИБДД нам пояснил, что в соответствии с документацией, разработанной Правительством, на данном участке дороги установить какие-либо дополнительные средства регулирования невозможно. Объясняется это тем, что там уклон более 20 градусов, и ни одной машине перед "лежачим полицейским" на светофоре не остановиться.

После гибели Жени ее одноклассники обходят этот злополучный переход стороной и, следуя совету классного руководителя, переходят улицу только по светофору. Но, как показывает милицейская практика, даже такие меры не дают стопроцентной гарантии, что вы не станете заложником дорожной ловушки.

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА КТО ВИНОВАТ?

О результатах следствия нам рассказал начальник следственного отделения по расследованию дорожно-транспортных происшествий и пожаров при УВД Костромской области капитан юстиции Михаил Алексеевич Гущин.

- По факту ДТП, имевшего место 30 сентября 2004 года, в котором погибла школьница, возбуждено уголовное дело по ст. 264 ч. 2 "Нарушение правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности смерть человека". По имеющимся у нас данным, Женя переходила дорогу в зоне пешеходного перехода с улицы Гагарина на нечетную сторону ул. Советская, правда, двигалась она не по "зебре", а чуть наискосок. Водитель автобуса "Икарус" маршрута № 14 ехал с разрешенной скоростью не более 40 км/ч.

На начальной стадии расследования в данном ДТП не было видимых нарушений ни со стороны погибшей, ни со стороны водителя. Но, по правилам дорожного движения, если пешеход вступил на проезжую часть и передвигается в зоне пешеходного перехода, водитель должен его пропустить. В этом деле все зависит не только от объяснения водителя, потому что мы не берем за основу показания подозреваемого лица. Здесь важна роль очевидцев, которые могли бы рассказать, как шла девочка, в каком темпе и т.д.

Водитель автобуса в момент ДТП был трезв, здоров. 50-летний шофер работает в ПАТП № 1 с 1983 года и является водителем 1-го класса. На рабочем месте пользуется уважением и доверием. Награждался за работу без аварий дипломами 1-2-й степени, занесен на Доску почета и за свой добросовестный труд неоднократно награждался грамотами.

Водитель данную трагедию переживает тяжело, он до сих пор не понимает, как такое могло произойти. На место аварии пришлось вызывать "скорую помощь", так как мужчине стало плохо. Водителя госпитализировали в больницу. В настоящее время он выписан, но чувствует себя неважно. Пожалуй, ДТП, в которых жертвами становятся дети, с моральной стороны более сложные, чем другие. Трудно разговаривать, а тем более сообщать родителям о гибели любимого ребенка, нередко единственного. В ходе расследования данного дела, следствие пришло к выводу о виновности водителя автобуса в нарушении правил дорожного движения, повлекшего совершение ДТП. В настоящее время водителю предъявлено обвинение по статье 264 часть 2, и дело с обвинительным заключением направлено в суд.

- Это уже не первый случай наезда автобуса на пешеходов?

- В производстве нашего следственного отделения имеется уголовное дело, которое возбуждено по аналогичной статье. Там ДТП произошло на конечной остановке ул. Боровая, где 20 октября также под автобус-гармошку "Икарус" маршрута № 1 попала женщина. В данном случае следствие также пришло к выводу о виновности водителя автобуса, и дело направлено в суд.

- Часто ли случаются транспортные происшествия по вине пьяных водителей?

- Дел, где водители находились в состоянии алкогольного опьянения, возбуждено немного. А вообще, если посмотреть количество уголовных дел, возбужденных по ст. 264 ч. 2 (со смертельным исходом) за октябрь 2003 года и за аналогичный период 2004 года, то нынче их на 300 процентов больше, чем в прошлом году (3 против 9).

- Чем объясняется такой стремительный рост?

- Причина в том, что число транспортных средств в Костроме с каждым годом возрастает, а пропускная способность дорог низкая, состояние дорожного покрытия оставляет желать лучшего. Освещение плохое. Безусловно, здесь есть и вина владельцев автотранспортных средств. Сегодня за рулем сидит практически одна молодежь, машины не как раньше "Москвичи" и "Жигули", а более скоростные. В школах правила дорожного движения изучаются недостаточно, а в детских садах такая работа практически не ведется.

ЧТО ДЕЛАТЬ?

О наиболее распространенных причинах детского травматизма на дорогах мы попросили рассказать инспектора управления ГИБДД капитана милиции Анжелику Викторовну Соколову:

- На сегодняшний день Кострома вызывает наибольшую озабоченность. Каждый год цифры по детскому дорожно-транспортному травматизму значительно растут.

Самая распространенная причина, по которой дети попадают под колеса машины, - это неожиданный выход на проезжую часть перед близко идущим транспортом.

Чаще всего здесь можно увидеть две ситуации. Первый случай - когда ребенок торопится, подбегает к проезжей части и, не останавливаясь, выходит на дорогу. При этом вроде бы обзор ничем не закрывается, дорога хорошо просматривается, и он, не оглянувшись по сторонам, перебегает ее. Здесь основную роль играет спешка.

А второй случай - ребенок подбегает к проезжей части, где рядом находится предмет, закрывающий обзор (машина, дерево, сугроб и т.д.), и не понимая, что он может скрывать за собой опасность, ребенок смело выбегает на дорогу и оказывается под колесами машины.

Также на проезжей части детей поджидает так называемая дорожная ловушка. Это когда ребенок пропускает транспортное средство и сразу начинает движение. Он посмотрел налево, убедился, что за этим транспортом другого нет, выбегает на дорогу и оказывается, что транспортное средство скрыло от него то, что находится справа. Ребенок не видит, так как машина на какое-то время перекрыла ему обзор, и водитель, который едет по встречной полосе, из-за этого проехавшего средства тоже не видит ребенка. Складывается дорожная ловушка. Из всех вышеперечисленных причин наибольшую озабоченность вызывает, когда дети пытаются перейти дорогу по пешеходному переходу, и на них совершают наезд. Здесь получается несостыковка. Мы детям говорим, что переходить дорогу нужно по пешеходному переходу, но оказывается, что и это небезопасное для перехода место.