ВСЕМУ ВИНОЙ - СЛАБОСТЬ ХАРАКТЕРА
90% водителей сами предлагают взятки сотрудникам ГАИ. Ну а "гаишники" не могут устоять
В том, что "гаишники" берут взятки, виноваты сами водители. К такому выводу пришли сотрудники контрольно-профилактического отдела ГАИ Самарской области после проведения очередной "чистки рядов".
9 уголовных дел, 18 уволенных, 132 сотрудника, привлеченных к дисциплинарной ответственности, 325 нарушений служебной дисциплины - таковы результаты работы за прошлый год подразделения собственной безопасности областного ГАИ.
Если быть точным, то специальное подразделение называется контрольно-профилактическим отделом госавтоинспекции (КПО). Его сотрудники, а их всего 14 человек, борются со взятничеством и коррупцией среди своих коллег. Ведь ни для кого не секрет, что некоторые сотрудники ГАИ не прочь поправить свое материальное положение за счет водителей. Вот и приходится КПО чистить свои ряды. Надо сказать, что за 9 лет своей работы местный контрольно-профилактический отдел, кстати, один из самых крупных в стране, успел хорошо себя зарекомендовать. Его сотрудники успешно ловят нечистых на руку инспекторов ДПС и тех из них, кто без уважительной причины отлынивает от работы. Правда, иногда для этого милиционерам приходится переодеваться и маскироваться. "Дело в том, что наши лица известны каждому инспектору ДПС, - говорит заместитель начальника КПО Алексей Карачанский. - Наши машины тоже все уже знают, а их номера давно переписаны. Вот и приходится применять в работе элементы творчества. Иногда, чтобы задержать инспектора с поличным, приходится подолгу сидеть в засаде, а как-то нам даже пришлось замаскироваться под "скорую помощь". Иной раз, чтобы не узнавали в лицо, сотрудники самарского КПО привлекают к проверкам милиционеров из других регионов, и сами, когда коллеги просят, тоже выезжают за пределы своей области.
Известно, что в среднем по России самой популярной "таксой" "гаишников" является "полтинник". Обычно этого достаточно, чтобы инспектор ДПС закрыл глаза на незначительные нарушения правил дорожного движения. Например, на одном из стационарных постов дальнобойщики уже привыкли "давать на лапу" инспектору по 50 рублей. Водители говорят, что они платят за то, чтобы "гаишники" не очень придирчиво проверяли их сопроводительные документы на груз. Ведь понятно:
если не хочешь проблем, то лучше заплатить. Осенью прошлого года сотрудники КПО задержали недобросовестных работников ГАИ, которые всего за 4000 рублей отпустили пьяного владельца автомобиля и не стали составлять на него административный протокол. На виновных было заведено уголовное дело.
А вот один из последних случаев: в ходе проверки одного из нарядов ДПС в разных местах патрульной машины были обнаружены денежные купюры. Когда оперативники задали уличенным во взятках инспекторам вопрос: "Откуда взялись две тысячи? ", те, потупив взор, ответили, что эти деньги выдали им на бензин. Нечего и говорить, что это была наглая ложь: на бензин "гаишникам" в сутки выдают максимум 200 рублей. По словам сотрудников КПО, все замеченные во взяточничестве инспекторы были уволены из органов. Даже если они взяли всего 50 рублей.
В том, что милицейские поборы на дорогах стали нормой жизни, правоохранители из контрольно-профилактического отдела винят самих водителей. "Не надо давать! - говорит замначальника КПО Алексей Карачанский. - Многие водители предпочитают лучше дать взятку, чем ответить за нарушение правил дорожного движения по закону". В этом Алексея Карачанского поддерживает и начальник КПО облГАИ полковник милиции Вячеслав Нагорнов:
"Случаи, когда сотрудники ГАИ берут взятки, встречаются очень часто. Мы с этим боремся, но пока не в силах разрешить проблему. Дело в том, что возлагать всю вину только на ГАИ нельзя. Одно дело, когда инспектора вымогают деньги, совсем другое, когда водители сами предлагают им разойтись полюбовно и дают взятки. Вы не предложите, они не возьмут. Есть и еще одна проблема: в ГАИ Самарской области работают 2600 человек, а у нас в отделе - всего 14 сотрудников. Сами понимаете, что за всем мы уследить не можем, но мы все равно стараемся делать все, чтобы искоренить проблему". По данным контрольно-профилактического отдела, 90% водителей сами предлагают взятки сотрудникам ГАИ. Ну а "гаишники" не могут устоять. Слабы характером, не могут не поддаться искушению. Да и семейный бюджет надо пополнить...
В рамках борьбы с коррупцией и взяточничеством в рядах милиционеров наше государство даже пошло на изменение административного кодекса. Чтобы покончить с самым распространенным нарушением среди стражей порядка, с 1 июля 2004 года сотрудникам ГАИ запретили взимать с водителей денежные штрафы. Вместо этого теперь положено выписывать квитанцию, которую нарушитель должен оплатить в Сбербанке. Но даже после этого мало что изменилось. Взятки брали, берут и, похоже, будут брать всегда. Сотрудники КПО сетуют на то, что доказать факт дачи взятки очень сложно, а довести такое дело до суда еще труднее.
Но взятки - это еще что.Гораздо хуже, когда "гаишники" пытаются подзаработать, вливаясь в какую-нибудь преступную группировку. "РК" уже писал, что в сентябре 2004 года Самарским областным судом был вынесен приговор трем инспекторам ДПС ГИБДД, в составе банды в течение года грабивших водителей "газелей" автобусы с "челноками". Кроме "гаишников", в организованную преступную группировку входили пять выходцев из Азербайджана. На дело преступники выходили по 2-3 раза в месяц. Всего на счету банды - 14 эпизодов ограблений в Самарской, Саратовской области и Башкортостане. Благодаря тому что в состав вооруженной группы входили милиционеры, преступники никогда не ошибались: останавливали только те машины и автобусы, где поживиться можно было наверняка. "Гаишники" останавливали транспорт якобы для досмотра, а потом просили отъехать в лесопосадку. Далее пассажиров избивали и под угрозой оружия заставляли их выдать все имеющиеся при себе деньги и ценности. После каждого налета выручка составляла от одного до трех миллионов рублей.
Следствие по этому громкому уголовному делу длилось полтора года, еще 5 месяцев шел судебный процесс. Были допрошены около 300 иногородних свидетелей. Приговор зачитывался в течение четырех часов. В итоге старший инспектор ГИБДД Игорь Матанцев был приговорен к 18, инспектор ДПС Николай Мешалкин - к 17 годам колонии строгого режима, а еще один "гаишник" Александр Тихонов - к 14 годам лишения свободы.