Перейти к основному содержанию

Главная      Будем считать штрафные очки?

Будем считать штрафные очки?

Талон предупреждений вновь станет неотъемлемой частью водительского удостоверения

Как сообщали в конце прошлого года "ЕНП", ГИБДД ГУВД МО выступило с инициативой о внесении изменений в Кодекс об административных правонарушениях РФ, направленных на ужесточение ответственности водителей за нарушение Правил дорожного движения. Среди предложений - вернуть в практику талоны предупреждений, в которых за игнорирование водителем ПДД выставляется соответствующее проступку количество баллов, а после накопления их определенной суммы к злостному нарушителю применяются самые жесткие меры, вплоть до лишения водительских прав.

Талоны предупреждения уже вводились в нашей стране в начале последнего десятилетия прошлого века, и, как вспоминают сотрудники ГАЙ-ГИБДД, с их помощью удалось значительно уменьшить количество аварий. Правда, достаточно скоро их отменили - кто-то и где-то посчитал талоны отрыжкой тоталитарного режима, не соответствующей облику новой демократической России. С отрыжкой, конечно, бороться надо, но, как у нас нередко бывает, вместе с водой выплескивается и ребенок. По мнению бывшего начальника ГАИ СССР, доктора юридических наук Виталия Лукьянова, после отмены талонов число погибших в результате дорожно-транспортных происшествий увеличилось почти на тысячу человек в месяц.

Впрочем, не мы одни такие. В прошлом году для водителей Чехии реанимирована практика присуждения штрафных очков, существовавшая в бывшей Чехословакии с начала 50-х годов, а затем вроде бы навсегда канувшая в небытие. Вернуться к ней рекомендовали сторонники усиления контроля за дисциплиной водителей на дорогах. За нарушение Правил дорожного движения помимо штрафа чешская полиция теперь вправе начислять баллы, соответствующие тяжести проступка. При наборе 12 баллов водительское удостоверение изымается на срок от полугода до года. После переэкзаменовки водительское удостоверение возвращается. За основу системы наказания нарушителей ПДД взят опыт Германии, где такая практика существует с 1974 года. Там, например, за нарушения средней тяжести присуждается от одного до четырех баллов. За более серьезные, такие, как пьянство за рулем, - от пяти до семи. Максимальное число штрафных баллов в Германии - 18. Водитель, который часто нарушает правила, обязан пройти психологический тест или посещать семинар, что ему обойдется в 350 евро.

Инициатива ГИБДД Подмосковья была поддержана областной Думой, которая, в свою очередь, направила предложения о внесении изменений и дополнений в КоАП в Государственную думу РФ. По имеющимся данным, все поправки пройдут через горнило высшего законодательного органа страны без существенных изменений.

По словам заместителя начальника отдела административной практики и дознания У ГИБДД ГУВД МО майора милиции Владимира Севостьянова, введение талонов предупреждений должно ликвидировать существенный пробел - отсутствие системы учета нарушений ПДД, существующей во всех цивилизованных странах. (Сама балльная система, например, заимствована из японского опыта.) Талон предупреждений будет входить в обязательный набор документов каждого водителя. Зафиксирующий нарушение водителем Правил дорожного движения инспектор ГИБДД будет вносить в талон сам факт нарушения, а также количество баллов, соответствующих данному виду проступка.

За грубые нарушения, типа выезда на встречную полосу, превышения скорости и др., предлагается начислять пять баллов. За незначительные прегрешения, например, непристегнутые ремни безопасности - один балл, хотя у служивого, возможно, будет и право ограничиться внушением. Вся информация будет храниться в компьютерных базах ГИБДД. Если в течение года водитель набрал 15 или 25 баллов (сколько именно, еще будет определено), он подвергнется административному наказанию - крупному штрафу либо лишению прав на управление транспортным средством на определенный срок. (Повторимся, более конкретно на вопросы "сколько - за что - на сколько" пока ответить невозможно.)

Талон, предполагается, будет выглядеть наподобие того, что был ранее - образца 1993 года с небольшими изменениями: серия, номер, данные водителя, каким подразделением выдан, на его обратной стороне предусматривается место для внесения соответствующих записей и номера нагрудного номера инспектора, тормознувшего нарушителя ПДД. Отметка в талоне предупреждений, кстати, не отменяет и не заменяет другого наказания за лихачество - штрафных санкций в соответствии с положениями КоАП. По мнению Владимира Севостьянова, главная цель системы начисления "баллов" - выявить и убрать с дороги наиболее одиозных, грубых нарушителей Правил дорожного движения. Штрафуют их сейчас регулярно, но со столь же регулярным эффектом - нулевым. Такие "организмы", как показывает практика, лихачат до тех пор, пока сами себя не угробят, да еще утянув за собой людей совершенно невинных.

Специалисты также полагают, что введение талона предупреждения в значительной степени послужит развитию у водителей самодисциплины - если человек уже набрал десяток баллов, то поневоле должен задуматься - стоит ли нарушать дальше. Но это, разумеется, в том случае, если у него есть чем думать...

В общем-то, в УГИБДД Подмосковья полагают, что введение в практику талонов предупреждения титанических усилий не потребует. Главное, чтобы было соответствующее решение, а за запуском механизма выдачи талонов, корректировкой деятельности инспекторов дело не станет. Тем, кто привык по сегодняшней моде ссылаться на пример США, где талонов нет, посоветуем внимательно посмотреть часто повторяющиеся эпизоды ихних фильмов, где любой полицейский в минуту может с помощью "бортового" компьютера установить, что собой данный водитель представляет, за что и когда привлекался. Возможно, у нас когда-нибудь тоже так будет, а пока - чем богаты.