Так вот кто поставил светофоры
Не один десяток лет посвятил службе в госавтоинспекции Николай Петрович КОВАЛЕВ. Начинал он свою работу еще в Гуково в 1955-м. Демобилизовавшись из армии шофером первого класса, он год проработал водителем скорой помощи, был активным дружинником. Расторопного парня заметили и порекомендовали на работу в ГАИ. Через 5 лет службы пригласили в Ростов и предложили ехать в Донецк старшим госавтоинспектором (тогда еще не было должности начальника ГАИ).
- В Донецк я приехал в ноябре 1960-го и проработал здесь до мая 1986-го, — вспоминает Николай Петрович.
- Каким вы увидели город?
- Чистым, аккуратным, правда, многих построек тогда еще и в помине не было: пустырь вместо 3-го микрорайона, улица Мира заканчивалась техническими домами по обеим сторонам, дальше место называлось «развилка», потому что дороги расходились на Гундоровку и на шахту «Северо-Гундоровская». На месте «Донецкой мануфактуры» располагалась лесопосадка, 12-й квартал только начинал строиться.
- Где вы сами тогда жили?
- Я полгода жил в 39-м общежитии (это здание сегодняшней городской администрации). Потом началось строительство жилых домов. Председатель горисполкома мне сразу по приезде обещал квартиру как раз напротив нынешнего супермаркета Конькова. Но ее буквально перед моим приездом отдали другому человеку. И только когда сдали дома от шахты «Центральная» по улице Фурманова, я получил квартиру в одном из них. Тогда перевез сюда семью. Работал и учился в Ростовском автотранспортном техникуме, куда поступил еще живя в Гуково.
-В чем состояла ваша работа?
-В основном это надзор за движением автотранспорта, организация движения. Дорожных знаков в городе почти не было, как, впрочем, и светофоров. По проспекту Мира ходил транспорт. Но я с ведома горисполкома закрыл там движение, потому что поблизости находились две школы, детский сад, дворец культуры, дом пионеров. Транспорт пошел по улице Горького, причем было организовано одностороннее движение, которое сохраняется и сегодня. Пришлось несколько расширить проезжую часть, убрать лишние деревья. Позже начали закладывать фундамент первых домов микрорайона. Оттуда одностороннее движение также было организовано по улице Мира до Чапаева, а потом транспорт выходил на улицу Горького. Чтобы поток транспорта упорядочить, поставили по городу 7 светофоров.
- А сколько было у вас в подчинении инспекторов?
- Один.
- Значит, на город всего два госавтоинспектора? Это было воистину счастливое время для водителей. А сколько было транспорта?
- Транспорт состоял в основном из мотоциклов. Всего в городе было тысячи 4 единиц (против сегодняшних 11000). Из них автомобилей около 1000 -«Москвичи» первого выпуска, а потом появились «хрущевские» «Запорожцы».
- Кто больше нарушал?
- Конечно, мотоциклисты. Гоняли со страшной скоростью, аварии были, гибли молодые парни. Особенно когда сделали асфальт в сторону микрорайона (до этого была брусчатка), вот там и был аварийный участок, и еще от Гундоровки до аэропорта. Очень много нарушителей было со 2-й Северной и Изварино, они нас просто одолевали.
- Как же вы справлялись?
- Постепенно мне стали прибавлять людей. Кроме того, я организовал дружину из ста внештатных инспекторов, каждую неделю проводили рейды, перекрывали весь город. На месте начали заниматься регистрацией транспорта (раньше для этого ездили в Каменск), принимать экзамены на водителей автомобилей и мотоциклов. Пришли на работу инспекторы Морозов, Барвинченко, Войтов, Авдеев, Яковлев. Некоторые из них работают и сейчас. Мне в 1964-м было присвоено звание «Отличник милиции», неоднократно вручались грамоты и благодарности за снижение аварийности, за добросовестную службу.
- Как вы относитесь к женщинам за рулем?
- Раньше их было очень мало, теперь все больше. Считаю, что это самые дисциплинированные водители, хорошо знают правила дорожного движения, но практическое вождение у них не всегда на высоте и реакция не та, что у мужчин.
- Кого хотели бы отметить из сослуживцев?
- Многие очень хорошо работали. Один из таких — Василий Андреевич Яковлев, начинал при мне инспектором по безопасности, потом постепенно набирался опыта, успешно работает и сейчас.
- В преддверии праздника позвольте поздравить вас и пожелать всего самого доброго, здоровья и энергии. Тем более, мы знаем, что вы каждую пятницу ведете в ГИБДД оперативную картотеку по транспорту, зарегистрированному по городу Донецку, помогаете теперешним сотрудникам.
***
фото: Николай Петрович КОВАЛЕВ