КоАП, водитель!
Из-за руля - под арест
Депутаты Московской областной думы обратились к федеральным парламентариям с предложением ужесточить санкции за серьезные нарушения Правил дорожного движения (ПДД). Особенно крупным, согласно этой законодательной инициативе, должен быть штраф за управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения.
С 1 сентября, как известно, в России вступили в силу поправки к федеральному Кодексу об административных правонарушениях (КоАП). Теперь за вождение в пьяном виде человек может быть лишен прав на срок от полутора до двух лет. Но бить рублем его уже нельзя. В старой редакции закона за данное нарушение предусматривался штраф в размере от 10 до 20 минимальных размеров оплаты труда или лишение прав сроком до одного года.
Принимая эти поправки, депутаты почему-то забыли изменить некоторые смежные положения КоАП. Привлечь нетрезвого водителя к ответственности, например, можно только при прохождении им медицинского освидетельствования, но если водитель отказывался от медэкспертизы, то он тем самым фактически освобождал себя от опасности лишиться прав на целых два года. Ведь отказ ехать на экспертизу карался лишь штрафом в пределах 2 тыс. рублей или лишением прав на один год, причем к последнему виду наказания суд прибегал крайне редко. И, судя по данным статистики автотранспортных правонарушений, связанных с уклонением от прохождения освидетельствования, этой лазейкой пользовались многие водители. Число отказников росло ежегодно, достигнув в прошлом году рекордной цифры - примерно 300 тыс. В декабре Госдума приняла в первом чтении изменения в КоАП. После вступления закона в силу отказ от медэкспертизы будет приравниваться к признанию водителя нетрезвым, что грозит ему лишением прав на срок до двух лет.
Однако этого депутатам показалось мало. И они, согласившись с мнением разработчиков законопроекта - заместителя председателя Совета Федерации Светланы Орловой и сенатора Владимира Петрова, полагающих, что в своем нынешнем виде КоАП не позволяет обеспечить неотвратимость применения мер административного воздействия, адекватных содеянному проступку, приняли еще одну грозную поправку. В соответствии с ней человека, севшего за руль без водительского удостоверения, могут посадить под арест на 15 суток. Правда, только при условии, что права у него были отобраны за нарушения ПДД. В остальных случаях "бесправному" водителю придется заплатить от 700 до 1000 руб. (раньше было от 300 до 500).
Кстати, сейчас административный арест грозит лишь злостным уклонистам от уплаты штрафов за нарушения ПДД. И, как сообщается в прессе, некоторые регионы стали активно пользоваться данной мерой в тех случаях, когда получить с должника деньги не представляется возможным (например, если он нигде не работает и не является владельцем имущества, которое может быть описано и конфисковано).
Предполагается увеличить штрафы и за другие правонарушения, негативно влияющие на безопасность дорожного движения. Пока, правда, все подобные законопроекты находятся в стадии предварительного рассмотрения в комитетах Госдумы.
В частности, депутатам предстоит обсудить предложения своих коллег из Мособлдумы, которые предлагают повысить санкции за проезд на красный свет до 500 - 1000 руб. (сейчас только 100) или даже лишать за это прав на срок от одного до трех месяцев. Штраф за управление автомобилем без номеров или не прошедшим техосмотр предложено увеличить с 60 до 500-800 руб.за превышение скорости на 10-20 км/час - с 50 руб. до 300-500.
В то же время депутаты Мособлдумы предлагают вновь ввести штрафные санкции за вождение в нетрезвом виде. Только вместо отмененного с 31 августа 2004 г. штрафа размером от 1 до 2 тыс. руб. они предлагают взимать с нарушителя ПДД штраф от 5 до 10 тыс. К сожалению, инициаторы возврата к прошлому не понимают, что любые попытки вновь ввести денежные санкции за это правонарушение лишь ослабят страх любителей выпить на дорожку перед неотвратимостью наказания. И пополнят не столько местную казну, сколько семейный бюджет нечистых на руку сотрудников ГИБДД.
Свои предложения внесли в профильный комитет также депутаты
Госдумы Павел Крашенинников и Владимир Плигин. Они обратили внимание на тот факт, что неосторожное причинение средней тяжести вреда здоровью, вызванное нарушением специальных требований при осуществлении определенных видов деятельности либо произошедшее в результате нарушения установленных правил управления и эксплуатации механизмов, представляющих повышенную опасность для человека, теперь не влечет уголовной ответственности. В то же время административное наказание за это правонарушение так и не было установлено. Депутаты считают целесообразным дополнить статью 12.24 КоАП, предусматривающую административную ответственность за нарушение ПДД, повлекшее причинение легкого вреда здоровью, новой частью второй, которая будет вводить административную ответственность за те же нарушения, в случае если они повлекут причинение средней тяжести вреда здоровью, - "наложение административного штрафа в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда или лишение права управления транспортными средствами на срок от шести месяцев до одного года".
Наконец, те же депутаты предлагают внести изменения в закон "О безопасности дорожного движения", предусматривающие необходимость обязательного нотариального удостоверения доверенностей на право управления транспортными средствами.
Ссылаясь на статистические данные, характеризующие состояние преступности в сфере борьбы с криминальным автобизнесом, Крашенинников и Плигин называют одним из основных факторов низкой раскрываемости угонов и краж автомобилей (не более 15-20%) передачу транспортного средства новому владельцу по доверенности в простой письменной форме. Преступники, совершающие кражи и угоны транспортных средств, после завладения автомашиной выписывают от руки доверенность на свое имя и беспрепятственно выезжают в другой регион, где легализуют, а затем продают похищенное.
Крайне затруднено, по мнению депутатов, и расследование актов террора - как с использованием автомашин в качестве оболочки взрывных устройств, так и с террористами-смертниками за рулем -и тяжких преступлений, связанных с неправомерным завладением автомашиной: разбойными нападениями на владельцев дорогих иномарок, водителей-дальнобойщиков. Именно обязательное нотариальное удостоверение доверенностей на управление транспортными средствами, полагают авторы законопроекта, будет препятствовать сбыту похищенных автомобилей, позволит оперативно выявлять и пресекать правонарушения, эффективно отслеживать передачу транспортных средств при расследовании преступлений.
В пакете с этим законопроектом предлагаются и изменения в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате, направленные на включение в перечень органов, имеющих право запрашивать у нотариусов справки о совершенных нотариальных действиях, органов дознания, органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и органов, осуществляющих производство по делам об административных правонарушениях.
***
Севшего за руль без водительского удостоверения можно будет посадить под арест на 15 суток. При условии, что права у него были отобраны за нарушения ПДД