Штрафстоянок в Питере уже не хватает
В сентябре прошлого года после некоторого перерыва городские чиновники реанимировали систему штрафных стоянок для нарушителей ПДД. За пять последних месяцев в штрафбаты на дорогах попало около 8 тысяч машин. Доставка на спецплощадки и хранение там задержанных машин становится высокодоходным бизнесом с ежемесячным оборотом 200 тысяч долларов. В Питере пока функционируют 19 штрафплощадок, но уже в этом году их количество возрастет.
Заплакали
не только пьяницы за рулем
Еще 3 года назад на спецплощадки попадали в основном машины любителей выпить за рулем. После реанимации системы на штрафстоянку можно "загреметь" не только за пьянку и за управление автомобилем без водительского удостоверения, но даже за отсутствие оригинала полиса обязательного автострахования (ОСАГО). В начале прошлого года за эту провинность штрафовали на 500 - 800 рублей, но лоббисты-страховщики, как видим, времени зря не теряют.
Но настоящим бичом автомобилистов стал пункт о доставке авто на спецплощадку за неправильную парковку. Начали с исторического центра. Вот уже несколько лет Питер задыхается от пробок: ну не приспособлен мегаполис для проезда миллиона зарегистрированных у нас машин. Прибавьте многочисленный десант московских иномарок, владельцы которых с конца 2003 года активно разворачивают бизнес на берегах Невы, и получится сплошной затор.
Новая команда Смольного придумала, как с кровью, но решить проблему. Она стала выдавливать рядовых автолюбителей (чиновники и государственные мужи других уровней - не в счет) с Невского и других парадных магистралей при помощи запрета на парковку.
До августа 2004 года мало кто из водителей обращал внимание на знаки "остановка запрещена" и "стоянка запрещена" даже на главном городском проспекте. Общественный транспорт высаживал пассажиров не у поребрика, а во втором-третьем ряду движения: буквально под колеса спешащих автомобилей. Чиновники, коммерсанты и гаишники нашли эффективный способ очистить обочины: принудительную эвакуацию.
Схема проста: инспектор ДПС, завидя машину-нарушитель, постоит у нее минут пять и набирает телефон диспетчерской службы 001. На место неправильной парковки спешит эвакуатор одной из шести коммерческих фирм, входящих в ассоциацию спецплощадок (таких в Питере - 19), и доставляет авто на ближайшую штрафплощадку. Как правило, ближайшим местом при эвакуации из центра оказывается адрес: проспект Шаумяна, 1. Принадлежит это хлебное место, как и еще 12 "штрафбатов на дорогах", закрытому акционерному обществу "Городской центр "Спецавтотехника".
Стоимость доставки машины - 2 тысячи 927 рублей. Первые три часа хранения техники - бесплатно, затем - 12 рублей в час. В первый месяц зачисток, в сентябре 2004 года, с Невского проспекта, площади Восстания, Гончарной улицы и Лиговского проспекта (именно с этих магистралей началась операция) эвакуаторы принудительно вывозили по 60 - 70 машин. Водители, заплатив 100 долларов за беспечность, становились внимательнее, и одни и те же машины повторно на спецплощадку не попадали. В октябре - ноябре за неправильную парковку эвакуаторы вывозили всего по
5 - 6 машин в сутки.
Чистки начались и в спальных районах
В ходе осенней операции плотность движения на Невском проспекте и площади Восстания снизилась сразу на 30 процентов. Поймав кураж, инспекторы ДПС начали зачистку обочин в двенадцати районах Санкт-Петербурга!
В перечень попали не только центральные - Василеостровский и Петроградский - районы, где у поребрика действительно тесно от припаркованных машин, но и Кировский с Калининским, отнюдь не напичканные офисами. Водители не ожидали такого подвоха и на неправильной парковке начали массово попадаться снова.
Оборот рынка спецплощадок в нашем городе в январе 2005 года достиг, по оценкам экспертов, около 200 тысяч долларов. Рулят процессом 6 компаний, которым это право чиновники предоставили без конкурсных процедур.
Исполнительный директор ассоциации спецплощадок Борис Вьюшкин уверяет, что никаких сверхприбылей они не получают и половина из 2500 машиномест на девятнадцати принудительных стоянках - заброшенные машины и техника после аварии. Господин Вьюшкин также отметил, что около 90 процентов вызовов эвакуаторов в центр города проходит вхолостую - неправильно припаркованные железные кони успевают ускакать.
Начальник Управления ГИБДД Санкт-Петербурга и Ленинградской области Сергей Бугров недавно отметил, что мощностей ассоциации спецплощадок городу уже не хватает. В ближайшее время комитет по транспорту городской администрации проведет тендер среди компаний, занимающихся обслуживанием штрафных стоянок и эвакуацией автотранспорта. Это означает, что зачистка обочин будет только усиливаться.