Перейти к основному содержанию

Главная      НАМ ДОРОГИ ЭТИ ЗАБЫВАТЬ НЕЛЬЗЯ

НАМ ДОРОГИ ЭТИ ЗАБЫВАТЬ НЕЛЬЗЯ

Пресс-конференция, которую постоянно проводят в управлении ГИБДД УВД Тамбовской области по итогам каждого года, прошла и на этот раз достаточно интересно. И все потому, по-моему, что ее правильно организовали. Отделение пропаганды заранее приготовило пресс-релизы, в которых для журналистов было обилие нужной информации. А выступивший перед собравшимися начальник управления полковник Олег Кузьменко, подводя итоги минувшего года, не стал повторяться, а прокомментировал кое-какие статистические данные лишь для того, чтобы сосредоточиться на существующих проблемах. А в результате тот самый деловой разговор, который все ожидали, получился.

Олег Владимирович сразу подчеркнул, что в минувшем году продолжалось снижение численности погибших на дорогах области. При этом количество ДТП увеличилось, как и увеличилось количество раненных в них людей. Аварийность выросла в пятнадцати городах и районах области. А в Уваровском, Ржаксинском, Знаменском, Петровском и Рассказовском районах превышены все основные показатели аварийности.

Анализ показывает, что причины происшествий все те же, и они нам хорошо известны. За руль садятся люди, которые не имеют на это право... Водитель катит на большой скорости, когда дорожные условия отнюдь не благоприятные... Автомобилисты выезжают на полосу встречного движения там, где это запрещено правилами; пьют, хотя знают, что им предстоит крутить «баранку»… И наконец пешеходы пренебрегают известными еще со школы истинами.

В 2004 году сотрудниками ГИБДД было выявлено более 189 тысяч нарушений ПДД. Если все разбить долям, то 156 тысяч приходится на водителей и 33 тысячи — на пешеходов. Более 11 тысяч водителей отстранены от управления за то, что находились за рулем в состоянии опьянения. Отметим при этом, что речь идет не только об алкогольном опьянении, но и наркотическом, а также лекарственном.

Печально осознавать, но аварийность по вине пьяных водителей возросла и весьма существенно: на 19 процентов. Тенденция эта была обнаружена и ранее, внушая серьезные опасения правоохранительным органам. Ведь риску подвергается жизнь не только самого водителя, севшего за руль после рюмочки-другой, но и всех окружающих его людей. И потому, конечно, неслучайно законодатели внесли в административный кодекс изменения, в которых предусмотрена более суровая ответственность для тех, кто заложили за воротник. Штрафные санкции теперь не применяются. Зато есть законные основания наказать водителя, лишив его возможности управлять транспортным средством сроком от полутора до двух лет.

Загвоздка только в том, подчеркнул Олег Кузьменко, что пока, как утверждают полученные данные, особенно никто не осознал, что нарушения на дорогах становятся чреваты для нарушителей более жестким наказанием. Минуло то время, когда руководители ГИБДД были наделены полномочиями лишать водителей прав. Тогда, напомнил он, 73-78 процентов из числа тех, кого «гаишники» задерживали во хмелю, на некоторое время к автомобилю не подпускали.

Когда же такие разбирательства перешли в компетенцию мировых судов, то нарушители стали испытывать на себе более гуманное отношение. А в результате тех, кого лишают водительских прав, стало примерно в десять раз меньше. Автомобилисты почувствовали тогда себя вольготнее настолько, что и теперь, когда произошли изменения в законодательстве в сторону ужесточения, не поняли этого. Однако все же нужно призадуматься. Время, когда провинившийся мог отделаться штрафом, нужно забыть. Оно кануло в прошлое. И это в свою очередь должно улучшить обстановку на тамбовских дорогах.

Кстати, чуть забегая вперед, скажу о том, как участники опроса общественного мнения, проведенного управлением ГИБДД, сами оценивают эту проблему. В частности, 40 процентов опрошенных водителей признались, что им приходилось управлять транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения (в 2003 году – 48 процентов). При этом почти треть опрошенных высказались положительно по вопросы возможного разрешения минимально допустимой нормы содержания алкоголя в крови водителя. Сотрудники инспекции придерживаются более категоричной позиции: только 13 процентов опрошенных положительно относятся к этому…

Немножко о том, что называется надзорной деятельностью. Полковник О. Кузьменко сообщил журналистам, что в прошлом году было выдано больше предписаний, как больше стало оштрафованных должностных лиц. Увы, но по-прежнему остается много нерешенных проблем, напрямую связанных как с техническим состоянием транспорта, так и с содержанием автомобильных дорог. Сказанное Олег Владимирович вновь подкрепил статистическими данными. Так вот, 474 раза водители стали участниками ДТП в условиях неудовлетворительного состояния улиц и дорог. А это примерно 28 процентов от общей численности происшествий. Улицы Тамбова и загородные дороги, увы, становятся все менее пригодными для того, чтобы по ним передвигались на колесах.

Не надо в этом искать чего-то глобального. Ларчик просто открывается. Финансирование отрасли желает лучшего. Кроме того, нет должного порядка с уплатой транспортного налога, который является одним из основных источников формирования дорожного фонда. В прошедшем году порядка сорока процентов тех, кто должны платить транспортный налог, его просто проигнорировали. После этого ждать, что дороги станут лучше, нам не приходится. Проблема обозначилась настолько остро, что УВД Тамбовской области совместно с администрацией области и управлением Министерства по налогам и сборам РФ по Тамбовской области сейчас срочно принимают меры.

Как оказалось, не потеряла своей актуальности и проблема детского дорожно-транспортного травматизма. Его рост как начался три года назад, так и продолжается. При этом увеличилось количество аварий как по вине детей (на 17 процентов!), так и по вине взрослых, то есть в тех случаях, когда дети были пассажирами (на 30 процентов!). Возникает вечный вопрос: «Что делать?» Понятно, что работать по старинке сегодня нельзя. Нужно поменьше сетовать на форс-мажорные обстоятельства и заниматься конкретными делами. Вот почему управление ГИБДД совместно с управлением образования администрации области разработали целевую программу и комплексные меры по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма на 2005-2007 годы.

Упор сделан на дошкольные и учебные заведения, где будут проводиться дополнительные занятия. Будет взят курс на создание юношеских автошкол, секций, автомотоклубов. Программа была внесена в областную Думу и нашла поддержку у депутатов. Теперь уже можно твердо говорить, что областном бюджете выделены средства на финансирование программы. При этом О. Кузьменко пообещал, что обязательно будет задействован потенциал автограда, где уже двадцать лет оттачиваются практические навыки поведения школьников на улицах и дорогах.

Все организационные мероприятия уже спланированы, и мы вправе ожидать, что в нынешнем году что-то переменится. Как вправе с надеждой ждать и того, что, повзрослев, наши дети не станут пренебрегать всем тем, чему их обучили в юном возрасте. То есть Олег Кузьменко видит в разработке программы и определенную стратегическую задачу. Ко всему, как сказал он без утайки, детский дорожно-транспортный травматизм -- это тот самый единственный показатель в нашей области, который выше среднероссийского уровня. Чуть-чуть, но выше. И вот это «чуть-чуть» не устраивает «гаишников».

Здесь необходимо сделать одно «лирическое» отступление в изложении. В минувшем году своими силами было проведено очередное изучение общественного мнения. Исследование сводилось к тому, что анонимно заполняли анкеты не только сотрудники ГИБДД, но и простые люди, которых принято официально называть участниками дорожного движения. Так вот, по этим анкетам получается, что взаимоотношения одинаково удовлетворяют пассажиров, пешеходов, водителей и тех, кто следят за безопасностью движения на дорогах. По оценкам респондентов, соответствие инспектора ДПС имиджу справедливого стража порядка, защитника законных прав и интересов граждан по сравнению с предыдущим годом несколько изменилось. В лучшую сторону! Тамбовчане ощущают на себе заботу и поддержку. И в то же время некоторые водители и даже сотрудники назвали инспектора ДПС полновластным и не всегда справедливым хозяином дорог. И даже вымогателем и взяточником.

Читатели вправе сами выбирать, какая оценка более соответствует их собственному мнению. Тем более, что в данном случае она базировалась на мнении самих сотрудников ГИБДД и мнении близких к ним людей. Возможно, даже кто-то вообще не станет принимать всерьез такое исследование, поскольку оно носит ведомственный характер. Однако я лично склонен в значительной степени верить написанному, и вот почему.

Эффективность работы дорожной патрульной службы, как откровенно сказал Олег Кузьменко, его самого также беспокоит. Служба многочисленная: по области более шестисот человек, которые постоянно на улицах и дорогах, постоянно контактируют с людьми. И оттого, насколько грамотны, вежливы, корректны сотрудники, складывается мнение обо всей милиции в целом и о ГИБДД в частности.

Коли так, то контроль за инспекторами не ослабевает. В прошлом году к дисциплинарной ответственности было привлечено 142 сотрудника ГИБДД (14,7 процента всего личного состава). В том числе 74 человека — по инициативе самого управления ГИБДД. Еще 14 сотрудников допустили нарушения законности. Явное пренебрежение дисциплиной, в том числе и поборы, стали основанием для увольнения из милиции девятерых. В отношении двух даже возбуждены уголовные дела.

Выплеснув неожиданно для журналистов столь интересную информацию, полковник О. Кузьменко столь же неожиданно сделал резкий поворот в теме. Он обратил внимание присутствующих на то, что во взяточничестве всегда есть две стороны. Одни дают взятки, другие — берут. Наказывают, как правило, тех, кто берут, то есть инспекторов в конкретном случае. По мнению же О. Кузьменко, сейчас нужно быть одинаково строгим и к тем, кто дают. Именно этим можно объяснить, что в минувшем году органами внутренних дел было возбуждено шесть уголовных дел против водителей, которые пытались дать взятку инспекторам.

При этом выступающий подчеркнул, что о таких фактах нужно говорить открыто и постоянно. И тем самым дать повод водителям призадуматься. А суть всего сказанного была сведена к тому, что «гаишники» не будут брать, если им не будут предлагать. Таким образом, был затронута одна из самых болезненных и запутанных на сегодня юридических проблем, которая в СМИ всей страны уже обсуждалась достаточно подробно. В данном же случае это прозвучало убедительно, и потому, наверное, со стороны журналистов вопросов не последовало.

Подводя черту своему выступлению, полковник О. Кузьменко отметил хорошую стабильную работу в минувшем году подразделений ГИБДД городов Котовск, Мичуринск, Гавриловского и Бондарского отделов внутренних дел. И в то же время у него есть серьезные претензии к руководителям подразделений ГИБДД Мичуринского, Сосновского, Пичаевского и Никифоровского районов за упущения в работе, а потому и низкие показатели.

Александр СТАВРИЕЦКИЙ.