Перейти к основному содержанию

Главная      "Человеческий фактор": черная дыра или целина?

"Человеческий фактор": черная дыра или целина?

Постоянный рост количества эксплуатируемых автомобилей вызывает необходимость в подготовке новых водителей. В количественном выражении эта проблема решается, хотя качество подготовки оставляет желать лучшего. Реально самообучение и "доучивание" большинства водителей происходит уже непосредственно в процессе дорожного движения. В результате агрессивная манера вождения и сознательное пренебрежение ПДД являются основной причиной аварийности. На долю так называемого "человеческого фактора" приходится от 80 до 90% причин ДТП, в то время как доля технических неисправностей транспортных средств традиционно мала и не превышает 3%.

Пензенское областное отделение РТИ начиная с 2002 года как одно из основных своих направлений в работе использует известные, но в последнее время незаслуженно забытые приемы, направленные на повышение эффективности и действенности профилактической работы по безопасности дорожного движения, через систему активного воздействия на "человеческий фактор". В период создания объединений частных перевозчиков работа РТИ в основном проводилась с руководителями, ответственными за БДД и лицензирование, другими инженерно-техническими работниками. Зачастую требования транспортного законодательства до водительского состава доводились недостаточно или не доводились вообще. Получалось, что водители, находящиеся на линии, предоставлены сами себе, с ними не проводилась конкретная работа по нарушениям, не принимались адекватные меры воздействия.

По мере накопления опыта работы со вновь образованными объединениями четко была определена схема, когда транспортные средства, используемые ими для перевозочной деятельности, привлекались по договорам аренды, а водители принимались на работу в соответствии с Трудовым кодексом РФ.

В отделении РТИ было принято решение по исправлению ситуации, для чего организован ежедневный сбор информации обо всех нарушениях транспортного законодательства, о поведении и качестве работы перевозчиков и их водителей на линии. Информация поступает от мобильных контрольных групп, созданных отделением РТИ совместно с ГИБДД и ГНИ, общественных инспекторов РТИ, контрольных служб предприятий, семи передвижных ведомственных контрольных групп, созданных частными объединениями перевозчиков пассажиров. В дополнение к информации, получаемой по линии транспортной инспекции, в общую информационно-накопительную базу данных отделения РТИ ежедневно поступает порядка 50 сообщений из ГИБДД обо всех грубых нарушениях Правил дорожного движения, совершаемых водителями как лицензиатов, так и владельцев, занимающихся перевозками для собственных нужд. Поступившая в РТИ информация по всем выявленным нарушениям в течение дня обобщается и обрабатывается сотрудниками РТИ с помощью специальных программных средств. Затем в зависимости от принадлежности она доводится до руководителей предприятий, а инспекторскому составу остается оценить эффективность принимаемых мер к нарушителям. Еженедельно на аппаратных совещаниях оценивается ситуация и делаются конкретные выводы. Планируется применение дополнительных мер. Причем каждый инспектор работает конкретно и персонально с перевозчиком. Кроме того, на основе анализа нарушений в практику работы специалистов и руководителей отделения РТИ внедрены регулярные выезды на маршруты пассажирского транспорта совместно с руководителями тех предприятий - перевозчиков пассажиров, у которых складывается неблагополучная или тревожная обстановка на конкретном маршруте. Это позволяет оперативно воздействовать на ситуацию и принимать меры, направленные на оздоровление обстановки по БД.

Отделением РТИ были взяты на контроль меры, принятые лицензиатами по 2571 нарушению ПДД, связанному с "человеческим фактором", допущенному водителями владельцев лицензий. Среди них такие грубые нарушения, как управление в нетрезвом состоянии - 51 случай, проезд на запрещающий сигнал светофора - 318 случаев, превышение установленной скорости движения - 310 случаев, нарушение проезда пешеходных переходов - 386, несоблюдение требований дорожных знаков - 632 и другие. В результате предъявляемых требований к руководителям предприятий и предпринимателям по повышению БДД они в соответствии с Трудовым кодексом РФ уволили 195 водителей, объявили выговор 460 водителям, направили на дополнительное обучение, переаттестацию и стажировку 366 водителей, перевели на другую работу 33 водителя. С сентября 2002 г. по декабрь 2004 г. влияние руководителей перевозчиков на "человеческий фактор" можно характеризовать принятыми мерами в соответствии с Трудовым кодексом РФ: уволено - 483 водителя, объявлен выговор - 1254 водителям, направлено на дополнительное обучение - 839 водителей, переведено на другую работу - 149 водителей.

Стали активно внедрять и меры воздействия на владельцев транспорта, сдавших свои автомобили в аренду фирмам-перевозчикам. Так, по рекомендации РТИ перевозчики - владельцы лицензии, как правило, расторгают договор аренды с владельцами автотранспортного средства, водителями которых были допущены в течение года 3 и более грубых нарушений условий лицензирования или Правил дорожного движения. За подобные нарушения приостановлена деятельность 228 водителей транспортных средств и с 87 владельцами расторгнуты договора аренды, что практически равноценно лишению права осуществления перевозки пассажиров. Причем данные об этих водителях и владельцах транспорта вносятся в сформированную отделением РТИ совместно с ГИБДД компьютерную базу данных на нарушителей.

Установлен порядок, при котором ни одна фирма - перевозчик пассажиров не принимает на работу водителей и не берет в аренду автомобили, не сверившись с этой базой данных.

Эта мера воздействия также направлена на повышение ответственности за право допуска к перевозке пассажиров на территории области и позволяет активно воздействовать на укрепление транспортной дисциплины.

Там, где меры, принимаемые руководителями перевозчиков к водителям, были недостаточными или неэффективными, меры за нарушения условий лицензирования и транспортного законодательства, допущенный рост нарушений в соответствии с КоАП РФ (ч. 3 ст. 14.1 и ч. 1 ст. 19.5) принимались к руководителям. Так, за текущий год было привлечено к административной ответственности более 50 должностных лиц и предпринимателей-лицензиатов.

(Окончание следует.)