Мы - не дрова!
В ОДНОЙ РУКЕ - СИГАРЕТА И МОБИЛЬНИК, В ДРУГОЙ - РУЛЬ ИЛИ ДЕНЬГИ... СПОКОЙНО, ВЫ НАХОДИТЕСЬ В МАРШРУТКЕ
Меня зовут Надежда Рудольфовна, звоню, чтобы рассказать, что недавно побывала в Тейкове и сравнила работу их маршрутных "газелей" с ивановскими. Там во всех без исключения маршрутках есть кондуктор, который продает билеты и открывает двери.
А у нас? Полный беспредел! У водителей в одной руке - сигарета и мобильник, в другой - руль или же переданные пассажиром деньги: что-то одно, заметьте! Рядом с ними часто сидят очень разговорчивые знакомые, и к тому же музыка гремит на весь салон так, что невозможно назвать свою остановку. Но самое главное - они маневрируют на дороге, подрезая, обгоняя, развивая бешеную скорость. Им и не ума, что везут людей, а не дрова. А как паркуются маршрутчики? На площади Революции в час пик они в три ряда выстраиваются, куда же людям податься? Можно бы, конечно, не пользоваться их услугами, только вот городского транспорта не дождешься.
Каждый день слышу об авариях с участием маршруток. Кто-нибудь в нашем городе отвечает за них? Будет ли когда-нибудь порядок на наших дорогах?
"5 минут страха - и вы на месте! "?
Все знают, что к большинству аварий, где главное действующее лицо - маршрутка, приводят грубейшие нарушения правил дорожного движения. Причина проста: водители (а многие из них крутят баранку по 15-17 часов в сутки) стремятся заработать побольше денег - чем быстрее они проедут, тем больше пассажиров смогут посадить, а следовательно, и больше заработать. Нередко шоферы проезжают по газонам, тротуарам, трамвайным путям, на запрещающий знак светофора.
Различные рейды по маршруткам в Иванове проводились не раз, а аварии с "газелями" происходят все чаще и чаще. И если все ивановские гаишники бросят дела и начнут гоняться за маршрутками, ничего хорошего не выйдет. Однако что мешает законодателям ужесточить штрафы, предусмотреть в Кодексе административных правонарушений Ивановской области особые наказания для водителей пассажирского транспорта и лишать их прав за систематическое нарушение ПДД или несоответствие машин техническим нормам? Что мешает городской транспортной комиссии сократить количество действующих в Иванове маршрутов? Наш город сегодня буквально наводнен этим видом транспорта, который по определению является средством повышенной опасности.
Сотрудники ГИБДД утверждают, что наши законы не позволяют быстро отозвать лицензию у компании-перевозчика или частного предпринимателя даже в случае грубых нарушений. Наверняка многим памятна авария 5 мая прошлого года в местечке Лесное: тогда во время движения маршрутка внезапно врезалась в дерево из-за эпилептического припадка, случившегося у водителя. В машине было семь пассажиров, помимо водителя, пострадали еще три человека, а хозяин маршрутки был лишен лицензии лишь недавно, спустя восемь месяцев после случившегося. И нет гарантии, что он не получит ее вновь.
На чем едем?
А кто из нас видел в маршрутке ремни безопасности? Хотя передние сиденья всех маршрутных такси должны быть ими оборудованы.
Известно ли ивановцам, что существует более десяти модификаций "газелей", предназначенных для грузовых, грузопассажирских и пассажирских перевозок, а автомобиль "Соболь" не может быть использован в качестве маршрутного автобуса, потому что эта модель НЕ предназначена для перевозки более восьми пассажиров. Между тем очень часто надпись "Соболь" красуется на боку маршруток, буквально нашпигованных сиденьями, и в них мы забираемся каждый день. Впрочем, большому риску мы подвергаем себя, когда садимся в маршрутку даже одобренной модели - отдельные показатели по безопасности у "газелей" стоят на критической отметке: ненадежная пассажирская дверь, низкая эвакоспособность - то есть при ДТП оказывается заблокированным как запасной (если он вообще не заставлен сиденьями), так и основной входы. Из такой консервной банки в случае аварии выбраться самим пассажирам практически невозможно.
Любое превышение вместимости, как и перевозка пассажиров стоя, - грубое нарушение норм безопасности, а водители иногда "трогаются" раньше, чем мы обнаруживаем, что сидячих мест нет.
Кто за баранкой?
Статистика утверждает, что более 90 % ДТП происходят по вине водителей. Кто же те люди, которые так часто на полном ходу, держа одной рукой сигарету, а другой - ловя очередную радиостанцию, пытаются отслюнявить нам сдачу и еще вести машину (уж совсем непонятно чем)? Крупные и средние транспортные предприятия стараются принимать на работу водителей с профессиональной репутацией, а вот для "одиночек" в маршрутном бизнесе важна только прибыль - материальная отдача за минимальный срок и любыми средствами. Вот почему за рулем оказываются неопытные или иногородние водители.
Комментарий старшего государственного инспектора ГИБДД города Иванова, подполковника Александра Омнякова:
- В 2004 году в Иванове всего с участием маршрутных автобусов произошло 327 дорожно-транспортных происшествий, из них 124 - с пострадавшими: погибли 9, ранено 159 человек. Самые аварийные месяцы для маршруток - зимние и осенние, а самые аварийные места - наиболее загруженные участки ивановских дорог: проспекты Ленина, Энгельса, Строителей, Текстильщиков, улицы Парижской Коммуны, Куконковых, 10 Августа и многие другие.
Главной причиной большого количества аварий, как правило, является нарушение водителями правил дорожного движения, при этом наиболее частые - превышение скорости и выезд на встречную полосу (при обгоне, при других маневрах). Часто индивидуальные предприниматели берут на работу неопытных водителей, из-за которых возникают аварийные ситуации.
При администрации города действует транспортная комиссия, члены которой приняли решение о еженедельном проведении рейдов по пресечению и предупреждению нарушений на дорогах маршрутчиками, а кроме того, инспектора батальонов патрульно-постовой службы несут ежедневную службу на линиях. Проверяется и наличие документации у водителей - лицензий Российской транспортной инспекции, согласований с горадминистрацией на обслуживание конкретного маршрута, водительских прав, трудовых соглашений. При необходимости составляются протоколы на нарушителей ПДД и на тех владельцев маршруток, которые осуществляют пассажироперевозки незаконно.
Все жалобы рассматривает транспортная комиссия мэрии, а водительских прав лишает суд по месту задержания водителя-нарушителя.
Я думаю, что выход - в сокращении маршрутов. У нас дороги перенасыщены маршрутными автобусами, причем некоторые работают нелегально, отсюда и беспорядок на дорогах.
Вместо эпилога
Каждый из нас, садясь в маршрутку, не уверен, доедет ли благополучно до места назначения. А если учесть, что она останавливается в "заказанных" пассажирами местах, с ростом числа остановок возрастает и опасность стать участником ДТП. Таким образом, маршрутки постоянно создают на улицах города аварийные ситуации и представляется, что приоритетной задачей для городских чиновников должно стать ужесточение контроля за этим видом транспорта.