Перейти к основному содержанию

Главная      БЕСШАБАШНЫЙ ЕЗДОК, БЕЗАЛАБЕРНЫЙ ХОДОК

БЕСШАБАШНЫЙ ЕЗДОК, БЕЗАЛАБЕРНЫЙ ХОДОК

Сегодня в столице насчитывается 2, 4 миллиона личных автомобилей плюс десятки тысяч грузовиков, автобусов, троллейбусов и трамваев, да еще и транспорт, приезжающий к нам из других стран, городов и весей. На каждую тысячу россиян, по прогнозам Минэкономразвития РФ, в следующем году будет приходиться 210-240 легковушек. Конечно, это еще не 400-500, как в странах Западной Европы или в США, однако при том, что наша страна занимает далеко не ведущие позиции в мире по уровню автомобилизации, мы лидируем по числу жертв дорожно-транспортных происшествий. По данным Центра демографии и экологии человека ИНП РАН, численность погибших среди потерпевших в ДТП у нас в 5-10 раз превосходит соответствующие показатели развитых государств. Как показало исследование, проведенное сотрудниками факультета социологии Московского университета, почти две трети москвичей считают, что знают правила дорожного движения. Однако, по мнению 71 процента автовладельцев, пешеходы тем не менее постоянно нарушают их, перебегая улицы в неположенное время и в неположенных местах. Те же в свою очередь во всем обвиняют шоферов, отмечая, что они ведут себя нагло и беспардонно. Ну а 35 процентов тех и других оправдывают наше дорожное бескультурье "сложившимися привычками".

Социологи свидетельствуют, что клиентура инспекторов ГИБДД будет по-прежнему многочисленной. 5 процентов опрошенных владельцев транспортных средств честно признались, что постоянно нарушают правила дорожного движения. 41 процент уклончиво ответили, что делают это иногда. 42 процента автолюбителей и профессионалов, по всей видимости, явно лицемеря или выдавая желаемое за действительное, заявили, что практически никогда не создают угрозу ДТП.

Однако есть вопросы, по которым мнения водителей и пешеходов, как правило, сходятся. Так, говоря о причинах своей неудовлетворенности организацией движения в Москве, 63 процента ее жителей называют перегруженность столичных дворов автомобилями и "ракушками", 35 процентов - отсутствие на многих городских перекрестках специальных знаков перехода, 28 процентов - недостаток светофоров, 26 процентов - плохую освещенность улиц. А более половины участников опроса главную вину возлагают на инспекторов ГИБДД, которых, когда надо разрулить автомобильную пробку и наладить нормальное движение, днем с огнем не сыщешь.

Как же можно исправить положение? Недавнее исследование, проведенное Институтом социальных технологий, показало, что думают об этом москвичи. 70 процентов из них выступают за ограничение въезда автомобилей в центр столицы (причем 43 процента настаивают, что его надо сделать платным), 55 процентов считают необходимым ввести на наших улицах специальную полосу для общественного транспорта, а почти половина одобряют принудительную эвакуацию машин тех, кто нарушил правила парковки.

В общем, жители столицы готовы назвать десятки способов ликвидации дорожного хаоса на столичных магистралях, но лишь единицы соглашаются с тем, что начинать-то надо прежде с себя.