Какие оценки ставим?
Каждые полгода более пяти тысяч участников дорожного движения Прикамья добровольно отвечают на 40 вопросов о деятельности службы ГАИ. Своими впечатлениями о взаимоотношениях с водителями и пешеходами анонимно делятся и все сотрудники госавтоинспекции. Цель мониторинга - выявить наиболее острые проблемы в деятельности службы и наметить пути их решения. В конце декабря в областном управлении ГИБДД подвели итоги очередных опросов общественного мнения, состоявшихся в 2004 году.
Обработка анкетных данных показала, что в области сохраняется тенденция к увеличению числа участников дорожного движения, удовлетворенных текущими реформами в ГИБДД. Положительную оценку деятельность службы получила у 69, 1% (53, 3% - два года назад; 62, 3% - в конце 2003 года) водителей и пешеходов. Еще более определенно высказался по этому поводу личный состав прикамской госавтоинспекции. 86, 6% сотрудников положительно оценивают деятельность службы, хотя еще год назад этот показатель равнялся 75, 8%, планомерно ухудшаясь до этого с 2000 года.
И после введения в действие нового КоАП РФ более ответственно стали относиться к соблюдению правил всего треть опрошенных участников движения (в 2002 году - 41, 1%; в 2003 году - 47, 1%). С этим утверждением практически согласны и большинство сотрудников, хотя еще год назад, по их мнению, число примерных водителей и пешеходов и вовсе не превышало 10%.
Нормы ответственности, изложенные в КоАП РФ, положительно оценивают 40% опрошенных участников (год назад - 47, 4%). При этом главным позитивом в работе госавтоинспекции большинство называют усиление контроля за дорожным движением. В 2002 году, например, единое "позитивное" мнение инспекторов и участников движения заключалось в том, что за последнее время в области прекратились бесцельные остановки транспортных средств. И тех, и других "чаще удовлетворяют" взаимоотношения друг с другом, хотя по-прежнему большинство участников признаются, что, пытаясь избежать наказания, стараются "задобрить" инспектора.
Больше половины личного состава ГИБДД Пермской области считают, что участники дорожного движения "недостаточно знают и поэтому не соблюдают правила дорожного движения". Интересными оказались высказывания о возможности разрешения минимально допустимой нормы содержания алкоголя в крови водителя. Если среди участников дорожного движения мнения по этому поводу разделились примерно поровну, то подавляющее число людей в погонах по-прежнему считают подобную практику абсолютно недопустимой!
В среднем каждый третий участник дорожного движения и 39, 5% инспекторов ГАИ сетуют на неудовлетворенность организацией дорожного движения в области, называя при этом две главные причины - плохое состояние дорог и недостаточную освещенность улиц. При этом в анкетах, собранных на территории Перми, "первенствуют" вовсе не дороги и фонари освещения, а "езда и парковка
автомобилей на тротуарах" и "дорожные пробки". больше водителей, по мнению участников движения, позволяют себе садиться за руль в состоянии опьянения (23, 3% - в 2002 году; 10, 7% -в 2003-м; 44, 1% - в 2004-м). Не случайно уже 46, 8% сотрудников против 19, 4% год назад утверждают: число таких эпизодов увеличилось "значительно". Добрую половину опрошенных участников движения по-прежнему устраивает организация работы по проведению технического осмотра и разбору дорожно-транспортных происшествий, а также условия приема в регистрационно-экзаменационных подразделениях. Вполне естественно, что большинство нареканий у участников движения вызывают сотрудники дорожно-патрульной службы - с ними иным водителям и пешеходам приходится общаться едва ли не каждый день.
Вместе с тем, анализируя другие ответы, можно сделать вывод, что между сотрудниками ГИБДД и участниками дорожного движения не всегда присутствует взаимопонимание. Не случайно 28, 3% участников дорожного движения, отвечая на вопрос, какому "имиджу" соответствует инспектор ДПС, назвали последнего "полновластным и не всегда справедливым "хозяином" дорог". Правда, среди самих инспекторов такое мнение разделяют лишь 2, 7% респондентов. Зато продолжает расти число участников, считающих инспектора ГАИ "защитником прав и интересов водителей и пешеходов" (24, 2% - в 2002 году; 42% - в 2003-м; 52, 5% - в 2004-м).
Процент участников движения, которые "затруднились ответить" или высказывали мнение, что им "все равно", оказался достаточно низким. Это говорит об увеличении личного интереса граждан к вышеуказанным проблемам, вероятно, связанном с продолжающейся глобальной автомобилизацией населения.
В ходе проведения мониторинга было продолжено исследование общественного мнения по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Изучение поступивших анкет показало:
73, 3% опрошенных считают, что работа по привитию в дошкольных учреждениях навыков безопасного поведения на дороге в области проводится. В школах аналогичное обучение осуществляется педагогами в рамках предмета ОБЖ (отметили 65% респондентов) и специалистами на специальных факультативах (33, 3%).
Как и год назад, большинство опрошенных указали на первостепенную причину ДТП с участием детей-пешеходов: неумение последних предвидеть дорожную ситуацию. "Неправильные действия взрослых" на сей раз заняли по степени значимости вторую позицию. 58, 3% опрошенных считают, что дети часто попадают в ДТП вместе со взрослыми, с которыми они идут или едут. 56, 7% респондентов положительно оценивают профилактическую деятельность ГИБДД по выявлению и устранению причин детского дорожно-транспортного травматизма. Каждый второй отмечает активность в этом вопросе средств массовой информации.