Быстро поедешь -медленно понесут
Причиной аварии вполне может стать плохая дорога, но роль водителя неизмеримо важнее
В связи со снегопадами и гололедами, до крайности осложнившими и без того нелегкую жизнь российских водителей, в ряде СМИ вновь оживилась тема так называемого дорожного фактора. Через многие публикации красной нитью проходит мысль: участники ДТП, полагающие, что причиной аварии стало состояние дорожного полотна, смело могут обращаться в суд и требовать материальной компенсации с дорожной организации, обслуживающей данный участок трассы. Главное, мол, чтобы сотрудники ГИБДД, прибывшие на место происшествия, зафиксировали в документах так называемый дорожный фактор.
По словам заместителя начальника отдела организации дорожного движения Управления ГИБДД Московской области Михаила Солдатова, около четверти ДТП на дорогах Подмосковья прямо или косвенно сопровождаются одним или сразу несколькими дорожными (сопутствующими) факторами. Всего их насчитывается чуть менее 30, но зимой, естественно, на первое место выходят скользкое дорожное покрытие и снежный накат.
ГИБДД является надзорным органом, и в интересах ее сотрудников следить за хорошим состоянием дорог на своем участке (меньше ДТП - лучше работа). Так что за фиксацию "фактора" можно не беспокоиться. Но, напомним, с июля 2002 года определить виновника ДТП может только суд, который при вынесении решения обязан принимать во внимание все обстоятельства аварии.
- При оформлении ДТП, связанного с выездом на встречную полосу, наши сотрудники отметили отсутствие дорожной разметки, разделяющей полосы движения, - приводит в качестве примера недавний случай Михаил Солдатов. - Но машиной, которая вылетела на "встречку", управлял шестнадцатилетний пацан, который, во-первых, не имел водительских прав, во-вторых, был настолько пьян, что "мама" сказать не мог...
Здесь, конечно, все ясно, что и говорить не о чем. Но гораздо чаще "аварийные" случаи не столь очевидны.
31-й километр автодороги Москва - Дубна. Трезвый как стеклышко 50-летний житель Москвы на "Фольксвагене" выезжает на полосу встречного движения и таранит "Опель". Обе машины капитально разбиты, три человека госпитализированы с различными травмами. Акт о том, что асфальт заснежен и необработан, составлен самым добросовестным образом. Только вряд ли москвич, подав в суд на дорожную организацию, которая обслуживает данный участок дороги, выиграет тяжбу. Ответчик всегда может сослаться на пункт 10.1 Правил дорожного движения, обязывающий водителя управлять автомобилем с учетом дорожных, метеорологических и прочих условий. А еще существуют закрепленные нормативными документами достаточно широкие временные рамки для очистки дороги от снега и обработки их песко-соляной смесью или реагентами.
Впрочем, изучение сводок ДТП на дорогах области с началом снегопадов показало, что большинство из них все же происходят на очищенных от снега и обработанных реагентами дорогах. Таким образом, можно говорить, что основные причины аварий те же, что и в любое другое время года: превышение скорости, невнимание, управление автомобилем в нетрезвом состоянии, а в общем и целом - игнорирование ПДД. Зима здесь играет роль своего рода лакмусовой бумажки.
У тех, кто непосредственно занимается строительством, ремонтом и содержанием дорог, отношение к самому понятию "дорожный фактор" крайне отрицательное.
- Непонятно, кто и зачем вообще его придумал, - сокрушается заместитель начальника Управления автомобильных дорог "Мосавтодор" Александр Ерохин. - Если видишь, например, что снег идет, - езжай тихонько или подожди, пока дорогу расчистят. Жизнь и здоровье сохранишь, автомобиль целее будет.
Александра Владимировича понять можно: страховые компании все агрессивнее используют наличие "фактора" для реализации своего права регрессного требования о возмещении уплаченной суммы страховки пострадавшим в ДТП клиентам. У них по вполне понятным причинам шансы выиграть дело в суде значительно выше, чем у рядового водителя. Но чем больше страховые компании выжмут из дорожников "регрессивных" денег, тем меньше у последних останется средств на поддержание в должном состоянии собственно дорог, что приведет, в свою очередь, к росту фиксирования "дорожных факторов" и т.д., по кругу. Впрочем, это тема для отдельного разговора.
Но нельзя не согласиться с майором милиции Солдатовым, который полагает - "дорожный фактор" фиксировать необходимо, и бывают случаи, когда именно он является первопричиной ДТП. Например, на дороге разошелся деформационный шов, колесо автомобиля провалилось в открытый люк ливневого колодца или на вроде бы ровном участке попало в яму, в результате чего машину вынесло на полосу встречного движения. Наличие таких "факторов" водитель предусмотреть не в состоянии, и потому действительно можно обращаться в суд. Вместе с тем подобные случаи единичны. Во всех остальных главным виновником ДТП остается другой фактор - человеческий.