Дошкольник и дорога
Автомашин на наших дорогах с каждым годом становится все больше и больше. Нарушение правил дорожного движения водителями также стало обычным делом. Машины часто паркуются во дворах и на детских площадках, подвергая опасности жизнь пешеходов и прежде всего детей.
Детский травматизм стал одной из самых больных проблем общества, которую пытаются решить Госавтоинспекция, педагоги, родители. Несмотря на все усилия, статистика остается тревожной. Так, на территории области за 11 месяцев текущего года произошло 201 ДТП с участием детей, в которых 15 погибли и 202 ребенка получили травмы различной степени тяжести. Как показал анализ, из всех ДТП с юными участниками дорожного движения - 37 произошли с воспитанниками детских дошкольных учреждений, в которых 4 ребенка погибли и 33 получили травмы. Конечно же, ответственность за случившееся лежит исключительно на взрослых. К сожалению, не каждому из них хватает знаний и умений, педагогических навыков.
На что главным образом необходимо обратить внимание взрослых, пекущихся о безопасности ребенка? Из-за маленького роста именно дошкольники и школьники младшего возраста меньше всего заметны водителям. А малышам порой не видно, что происходит на улице. Ведь около 50 процентов дошкольников попадают в дорожно-транспортные происшествия именно вследствие своего неожиданного появления из-за стоящего транспортного средства. Много несчастных случаев произошло из-за того, что ребенок не подумал, что большой предмет, за которым он прятался, автомобиль. Некоторые крупные предметы во дворе, например, мусорный контейнер, также ограничивают видимость. Порой ребенок переходит проезжую часть сзади автобуса, не видя автомобилей, идущих во встречном направлении, что недопустимо. Кристина П. шести лет из Вологды выбежала на проезжую часть из-за стоящего на остановке автобуса. Водитель "Газели" не ожидал появления ребенка на дороге. Избежать наезда не удалось. Девочка погибла под колесами автомобиля.
Яркая, заметная одежда помогает водителю увидеть ребенка. Родителям нужно покупать одежду детям неоновых цветов, с отражающими полосками или специальными отражателями. Современная детская одежда (куртки, комбинезоны) обычно уже имеет нашивки-отражатели. Они также продаются в киосках, магазинах. Многие игрушки, значки, наклейки на детских рюкзаках имеют свойства отражателей. Чем их больше на одежде и вещах ребенка, тем лучше.
Улица "разговаривает" не только языком красок и знаков, но и шумами. По-разному шуршат шины машин на разных дорожных покрытиях, на мокром и сухом асфальте. Тяжелые грузовики, велосипеды и легковые машины заранее заявляют о своем приближении разными звуками. Маленький ребенок может действовать парадоксально: услышав сигнал, панически испугаться и побежать; если шума слишком много, закрыть уши руками и зажмуриться. Приближающийся транспорт дети обычно видят позже, чем взрослые. Также трудно им понять, чем грозит нарастающий звук и откуда он доносится.
Ребенок чаще всего не замечает, как погодные условия отражаются на дорожной безопасности. В гололед легко упасть. Если гололедица или вода на дороге - машинам трудно тормозить. В снегопад не видно краев мостовой и тротуара. Кроме этого, в плохую погоду люди менее дружелюбны и предупредительны, чем обычно, не склонны уступать дорогу.
Ребенка отвлекает на улице очень многое: люди, птицы, машины. Следуя какому-то внезапному решению, малыш может вдруг побежать, дернуться в сторону, остановиться, когда надо спокойно и быстро идти прямо вперед.
Непредсказуемость, необдуманность многих поступков детей дошкольного возраста должны побуждать водителей сбавлять скорость и быть особенно бдительными вблизи детских учреждений. Должны, но... Не все ситуации можно заранее предугадать. Шестилетний Саша Р. из Никольского района играл около автобусной остановки. Неожиданно стал перебегать проезжую часть перед близко идущим автомобилем "ВАЗ". Водитель применил экстренное торможение, но избежать наезда на ребенка не удалось. В результате ДТП мальчик получил сотрясение мозга и был доставлен в больницу.
Как подготовить ребенка к нестандартным ситуациям? Во-первых, разбирать и оценивать множество реальных ситуаций во время прогулок и сводить их к уже знакомым, стандартным. Во-вторых, воспитывать чувство настороженности в опасных ситуациях и учить контролировать свои эмоции и реакции. В-третьих, учить управлять своим телом, понимать его физические границы и возможности, упражнять самовосприятие и самооценку поступков, переносить приобретенный опыт на новые случаи. Полезно приучать ребенка проговаривать свои действия, чтобы они становились частью его мышечной памяти и внутренней речи. Отрабатывая у малыша моторные навыки, взрослым нужно помнить, что свои привычные стереотипы поведения следует корректировать, применяясь к возможностям ребенка. Там, где взрослый, к примеру, может идти у края дороги, ребенку необходимо выдерживать расстояние в метр.
Педагоги считают, что объяснять и повторять детям, как они должны вести себя на улице и в транспорте, нужно столько раз и так часто, чтобы дошкольники не только запомнили и осознали алгоритм поведения, но и действовали в стандартных ситуациях уверенно, компетентно и предусмотрительно. А в связи с нынешним положением на дорогах особенно важно, чтобы они были бдительны и могли предвидеть опасность.
Некоторые родители, например, считают, что можно разрешать детям свободно гулять во дворе, не объясняя им, что и там может проехать машина. Они не добиваются, чтобы ребенок автоматически останавливался, когда подходит к бордюрному камню. Они не требуют, чтобы ребенок обязательно посмотрел по сторонам, прежде чем побежит за покатившимся мячом. Следует разъяснять детям, что припаркованная машина может в любой момент двинуться с места. Важно показать ребенку, что машина может неожиданно выехать из-за угла. Играть на стоянке машин, прятаться за припаркованным автомобилем - опасно! Хорошо, если педагоги и родители исследуют с ребенком двор и ближайшие улицы, покажут все опасные места и объяснят, чем они опасны, найдут вместе с ребенком наиболее безопасное место во дворе для игр.
Взрослому, когда он идет по улице вместе с малышом, следует объяснять значение дорожных знаков и сигналов светофоров, рассказывать, что происходит вблизи и вдали.
Родители, воспитатели, учителя, сотрудники ГИБДД, врачи понимают, как важно сохранить здоровье ребенка, поэтому надо соединить все усилия для этого. Учителям, воспитателям надо активнее вовлекать родителей в процесс познания и освоения детьми навыков безопасного поведения на улице. Родители, общаясь с сыном или дочерью, начинают лучше понимать и чувствовать психологические и возрастные возможности дошкольников или школьников в освоении "законов" улицы, усваивают адекватные способы осуществления этой задачи в семье. Полезны также просмотры фильмов по безопасности дорожного движения, встречи с сотрудниками ГИБДД. Такой опыт обогатит рассказы матерей и отцов, обмен взглядами на ситуацию типа: "Когда я иду вместе с сыном или дочерью по улице, то я..." или участие в дискуссии: "Как мы учим ребенка чувствовать и слушать улицу? "
В отношении проблемы безопасности детей не должно быть легкомыслия, нетерпимы разногласия по принципиальным вопросам. Нельзя позволять себе даже в шутку пренебрежительно отзываться о значении профилактики дорожно-транспортных происшествий. Если, не дай Бог, в семью придет беда из-за несчастного случая на транспорте по вине взрослых, недостаточно разъяснивших ребенку его права и обязанности как пешехода и жителя города, то никакого оправдания не будет.