Две стороны медали
Количество нарушителей правил дорожного движения среди водителей растет, примерно так же растет и их нежелание "топтать ноги" на административную комиссию, в суд, в банк - платить штраф, а потом отчитываться о штрафе в ГИБДД...
Сильное нежелание отвечать за свои проступки по полной программе вызывает у некоторых водителей желание откупиться от инспектора прямо на дороге, забывая, что это уже не проступок, а преступление. Так, по сообщениям СМИ, в соседней Ярославской области из 50 остановленных за нарушения водителей 9 предложили инспектору ГИБДД взятки. Как результат - там начался показательный процесс над ярославцем, предложившим 100 рублей за несоставление протокола. К слову, за дачу взятки сотруднику милиции законом предусмотрен внушительный срок лишения свободы - от семи месяцев до восьми лет, возможен штраф - до 200 тысяч рублей. Вот так серьезно можно "попасть" всего за 100 рублей, предложенных инспектору. Не так давно - и это широко освещалось центральным телевидением - за одно только "покушение на дачу штрафа" сотруднику ГИБДД московский суд приговорил водителя к двум годам условно. И можно предполагать, что в каждой области могут пройти подобные процессы.
У нас в области, если верить водительской молве, на дорогах несравнимо спокойней. Но все же есть и свои мздоимцы, и дающие. Пока вологодские милиционеры активней борются за чистоту собственных рядов, а не за нравственность "дающих". (Хотя, естественно, проблема существования второй стороны у "медали" ни в коем случае не снята с повестки дня). В Устюженском районе был факт вымогательства инспектором ДПС денег у водителя, который управлял автомашиной без талона гостехосмотра. Сейчас в Тотьме под следствием находятся два сотрудника ГИБДД - за тысячу рублей они были готовы закрыть глаза на явное правонарушение - езду на машине без документов.
С вопросом, как себя вести водителю, если виноват, а по закону поступать не хочется, или сотрудники милиции требуют поступить не по закону, мы обратились к начальнику контрольно-профилактического отдела ГИБДД УВД области Сергею Фокину. И вот что он сказал:
- Уважаемые водители! Действуйте всегда по закону. И от этого вы в конечном счете только выиграете. Ни в коем случае не предлагайте денег инспектору. Это может печально закончиться в первую очередь для вас.
А о факте вымогательства со стороны сотрудников ГИБДД, если такое будет иметь место, просьба сообщить устно по телефону доверия 54-70-52 в Вологде или письменно на имя главного государственного инспектора безопасности дорожного движения Николая Александровича Латышева по адресу: Вологда, улица Саммера, 6.
Необходимо сообщить номер нагрудного знака - при несении службы он обязательно должен быть у инспектора. Первые две цифры обозначают номер региона, так что у вологодских инспекторов он у всех одинаковый - 35-й. Следующие четыре цифры и нужно запомнить, постарайтесь их при первой возможности записать. В принципе, этого достаточно, но лучше подстраховаться и запомнить звание, фамилию сотрудника милиции, марку и номер его автомобиля. При сообщении необходимо указать место и время, все обстоятельства происшедшего. Как известно, информации мало не бывает, тем более в серьезных делах, требующих детального разбирательства.
Надо ли говорить, что нечестные сотрудники рано или поздно попадают в поле зрение сотрудников собственной безопасности. А это происходит обязательно. Как в поговорке "Как веревочке ни виться..."
Иногда приходится слышать, что без денег невозможно пройти техосмотр. В одном из выпусков "Зеленой волны" мы уже писали о проблеме, когда слухи есть, но нет фактов. И такие слухи выгодно распускать лицам, обещающим пройти техосмотр без проблем, но за деньги. К тому же все мы субъективны: как иногда не замечаем собственных недостатков, так часто не видим и технических неполадок своего "железного коня". Так что нередко жалобы на предвзятое отношение сотрудников ГИБДД: "Машина исправна, но меня заворачивают" - не подтверждаются. Как говорится, всегда есть к чему в сложной технике придраться. Но напомним, что требования к техническому состоянию автомобилей очень жесткие, а машин у вологжан очень много и древних, и битых, и даже относительно новых машин российского автопрома, которым соответствовать современным нормам очень сложно. Однако государственные инспекторы не могут снижать планку требований - потому что от технического состояния автомобиля напрямую зависит безопасность на дороге, жизнь не только водителя, но и других граждан.