А на "кольце" как на войне...
Безусловно, одной из главных дорог в столице является МКАД. В конце 80-х - начале 90-х эту трассу называли "дорогой смерти". Такое прозвище к кольцевой дороге прилипло заслуженно. Двухполосная, плохо асфальтированная, неосвещенная, она уносила жизни сотен водителей и пешеходов. Правительство Москвы всерьез занялось этой проблемой. Сейчас по одной из лучших в Европе дорог ездить стало не так страшно, как в прошлые годы. В первую очередь это заслуга столичных властей, но и работу сотрудников ГАЙ-ГИБДД со счета сбрасывать не стоит. Около восьми лет назад для обслуживания этой современной автострады был создан специализированный полк ДПС. В канун Нового года наши корреспонденты вместе с сотрудниками 1-го батальона этого полка выехали на трассу.
- Участок Московской кольцевой дороги, обслуживаемый нашим подразделением, довольно велик, - сказал в беседе с нами заместитель командира батальона майор милиции Александр Милюченков. - Наша зона ответственности начинается с нулевого километра (Горьковское шоссе) и заканчивается в районе Калужского шоссе (40-й км). Кроме того, все съезды с кольца, так называемые "усы", также наши.
Главная задача, стоящая перед батальоном, - обеспечение бесперебойного движения автотранспорта. Ну и, конечно, административная практика, оформление ДТП, розыск похищенных транспортных средств и обеспечение безопасности жителей города. Александр Иванович рассказывает о некоторых особенностях работы на кольцевой дороге. Простой пример. Происходит ДТП. Если это город, то выездной инспектор может приехать на оформление разными путями. Здесь же это сделать довольно тяжело. Приходится пробираться через заторы по МКАД, объездных путей крайне мало.То же самое относится и к эвакуации пострадавших. "Скорой" добраться до места назначения бывает так же нелегко. Нередко для госпитализации раненых используется вертолет. Кстати, все сотрудники батальона знают, как действовать в подобных ситуациях. Иногда даже приходилось обеспечивать посадку вертолета прямо на проезжую часть. Для этого перекрывали движение на какое-то время, но зато жизни многих людей благодаря "крылатой скорой помощи" были спасены.
Нештатная ситуация
Нештатные ситуации на дороге происходят, к сожалению, не так уж и редко. Наверное, всем памятен недавний случай, когда на МКАД перевернулся грузовик с цистерной, заполненной бензином. К счастью, взрыва не произошло, обошлось без жертв и экологической катастрофы. Все хвалили оперативность сотрудников ГО и ЧС. Да, они проявили профессионализм, отличную выучку. Но и гаишники не ударили лицом в грязь. Надо отдать должное милиционерам - во многом трагедию предотвратили именно они. Страшно подумать, что могло бы произойти, выкинь кто-либо из водителей, проезжающих мимо, окурок на проезжую часть.
Уже через пять минут после аварии экипажи ДПС были на месте происшествия. Задача, стоявшая перед инспекторами, была не из простых: не только оформить ДТП, но и организовать отвод автотранспорта. Конечно, пробки избежать не удалось, но сотрудники батальона сделали все от них зависящее, чтобы обеспечить движение. Немедленно на всех электронных табло появилась информация о затруднении движения, было рекомендовано выбирать маршруты объезда. Отвод транспорта осуществлялся через развязку в районе Капотни (именно там произошло опрокидывание цистерны).
Мы едем в машине ответственного по батальону по кольцевой дороге. Цель - проверка несения службы нарядами. По дороге наши гиды - исполняющий обязанности заместителя командира батальона по кадровой и воспитательной работе майор милиции Владимир Щербань и командир взвода ДПС капитан милиции Александр Сметанников - рассказывают об особенностях службы на этой спецтрассе. По словам офицеров, несмотря на то что МКАД современная, комфортабельная дорога, ее пропускная способность отстает от требований времени. Количество автомашин, использующих МКАД для передвижения, слишком велико. Когда проектировали это уникальное сооружение, авторы не полагали, что автопарк города возрастет более чем в шесть раз. Для сравнения: по данным УГИБДД в начале девяностых в городе было зарегистрировано около 600 тысяч автомобилей, в настоящее время - около 3 миллионов. Прибавьте сюда 1,5-2 миллиона иногородних единиц автотранспорта, которые ежедневно въезжают в город или следуют через МКАД транзитом.
Бортовая радиостанция постоянно передает обстановку на дороге. В районе 7-го километра мы попадаем в пробку. Она небольшая, но все равно доставляет неприятности. Проехав около пятисот метров, видим причину затора - авария. Грузовик начал перестраиваться и задел своим громадным колесом бампер "Нивы". Вроде бы пустяк, но Правила дорожного движения требуют оформления аварии. После вступления в силу закона об обязательной автогражданской ответственности никто не желает платить из собственного кармана. Водитель грузовой машины соглашается с тем, что виновником инцидента является именно он. Пострадавших нет. У обоих участников ДТП уже готова схема аварии, которую они составили сами. Мы рекомендуем им доехать до ближайшего стационарного поста ДПС для оформления происшествия. Правила предусматривают такую возможность. Оба водителя следуют нашему совету, пробка мгновенно рассасывается.
Проверки на дорогах
На стационарном посту ДПС кипит работа. Инспектора выборочно останавливают автомобили и производят проверку. Мера эта отнюдь не лишняя, тем более в наше неспокойное время.
- Недавно, - рассказывает нам инспектор старший лейтенант милиции Алексей Попов, - благодаря такой проверке задержали наркокурьера. Ехала по кольцу обычная с виду "копейка", только вот загружена она была под завязку какими-то мешками. Водитель-таджик утверждал, что встретил груз в аэропорту. Но что-то в его поведении насторожило инспектора старшего лейтенанта милиции Юрия Шепилова. Нервничал водитель сильно, и офицер сразу понял, что из-за мешков с укропом человек так переживать не станет. Значит, что-то утаивает. Так оно и оказалось. При более тщательной проверке выяснилось, что вез южанин крупную партию марихуаны, а укроп и петрушку для прикрытия загрузил. Экспертиза подтвердила догадку инспекторов. В настоящее время наркоторговец ожидает суда в следственном изоляторе.
Нередко приходится задерживать и пьяных водителей. Буквально накануне нашего визита к инспекторам обратился водитель легковушки и рассказал, что только что обогнал подозрительный МАЗ. Грузовик двигался на большой скорости, хаотично перестраивался из ряда в ряд, подрезая при этом других участников движения. Через несколько минут инспектора увидели этот самый МАЗ. Мимо пикета грузовик пронесся на огромной скорости, не прореагировав на милицейский жезл. Пришлось пуститься в погоню. Однако требования об остановке, передаваемые по громкоговорителю, лихач игнорировал. Остановить его удалось лишь спустя несколько минут. Предположения о том, что водитель пьян, подтвердились.
Пост, на котором мы находимся, - знаменитость. На его торжественное открытие в 1996 году приезжал сам Борис Ельцин. Много хвалебных слов было сказано в тот день, когда первое лицо государства перерезало красную ленточку. Однако не чувствуется в этих стенах уюта. Казалось бы, все есть: и операторский зал с пуленепробиваемыми стеклами, и комната, где идет разбор нарушений и оформляются мелкие аварии, и гаражные боксы, и комната отдыха, и санузел, и даже камера для временно задержанных. Но есть и серьезное неудобство - отсутствие парового отопления. Зимой электрические печки явно не справляются со своей задачей. Чувствуется это после нескольких минут пребывания внутри поста. В советские времена постовые несли службу в тулупах и валенках. Это оправдывало себя. Но когда-то в чью-то мудрую голову пришла мысль, что лучше для службы будет, если милиционеров в бушлаты на "рыбьем меху" переодеть, а ботинки не хуже валенок ноги согреют. Да и мебель за эти годы, по всей видимости, ни разу не обновлялась. Требуют ремонта стены. Жаль, что Борис Николаевич больше не желает навестить ни этот, ни другие посты.
Еще одна беда стационарного поста - отсутствие компьютера. Точнее он есть. Но толку от допотопной машины немного. По идее в нем должна храниться база данных об автотранспорте, объявленном в розыск, преступниках, находящихся в бегах, и Масса иной информации. Увы, нет денег для закупки нового компьютера. Зато сотни миллионов рублей нашлись на замену названия службы. Помните нашумевшую кампанию, когда, будучи министром внутренних дел, Степашин придумал заменить аббревиатуру ГАИ на ГИБДД? Вот и полетели денежки на замену бланков и вывесок. К примеру, стоимость перекраски только одного автомобиля исчисляется несколькими тысячами рублей. А сколько в ту пору патрульных машин сменили надпись ГАИ на ДПС?
Русский самоубийца
По радио мы получаем сообщение об аварии, произошедшей на внутренней стороне трассы в районе 17-го километра. Через минуту наш джип, включив проблесковые маячки и звуковой сигнал, несется к месту происшествия. Здесь уже стоит карета "скорой помощи" и две патрульные машины. Наезд на пешехода. Именно так рапортует выездной дежурный инспектор. Нет, мы не ослышались. Именно наезд. Парадоксально, но есть еще отчаянные головы, которые переходят МКАД в неустановленных местах. Впрочем, в данном случае голова была не отчаянная, а попросту пьяна. Женщина спешила к кому-то в гости с вином. Начала перебегать дорогу. Водитель БМВ, немолодой мужчина, увидел ее слишком поздно. Он предпринял все меры для того, чтобы избежать столкновения, но... Машина ударила женщину бампером по ногам, и та влетела на капот, головой пробив ветровое стекло. После этого ее отбросило на несколько метров. К ее счастью, водитель "Газели", ехавшей в соседнем ряду, успел вывернуть руль в последнюю секунду. Потерпевшую отвозят в больницу. У нее переломы ноги, ребер и черепно-мозговая травма. Водителя трясет. Он глотает таблетки валидола и сбивчиво рассказывает нам, как все произошло.
Работа на дороге нелегка и с психологической точки зрения. Гаишникам часто приходится видеть последствия более серьезные. На МКАД автокатастрофы - - не редкость. Бывают случаи, когда людей, точнее то, что от них осталось, вырезают автогеном из искореженных машин. Совсем недавно двум инспекторам приходилось вытаскивать из разбитой кабины КамАЗа двух человек. Водитель, следуя по внешней стороне МКАД, заснул за рулем и врезался в грузовик, идущий впереди. Шофер и пассажир с серьезными травмами были зажаты. Не дожидаясь прибытия спасателей, милиционеры, вооружившись ломом, сумели отогнуть искореженную жесть и извлечь из тисков пассажира с перебитыми ногами. Водителя спасти не удалось. Он скончался по дороге в больницу.
Каких только случаев не было за годы службы? Не приходилось милиционерам только лишь роды Принимать. Хотя однажды чуть было не дошло и до этого. Жаркий летний день. Пробка. К сотрудникам, несшим службу на посту, обратился молодой человек. Он вез жену в родильное отделение. Схватки начались во время движения по трассе. Как назло, случилась пробка. Инспектора обеспечили коридор для "скорой". В роддом молодая женщина была доставлена вовремя.
Правила для всех обязательны
Погода портится. Начинается снегопад. Электронное табло предупреждает водителей о возможном гололеде. Рекомендованная скорость - 60 километров в час. Однако не все соблюдают эти добрые советы. По словам сотрудников батальона, подавляющее большинство аварий на МКАД происходит именно из-за нарушения скоростного режима. Последствия очень печальные.
Опять тревожный сигнал. Авария, и серьезная. Имеются жертвы. Мы спешим к месту трагедии. "Мицубиси Эклипс" красного цвета столкнулась с грузовиком. Водитель грузовика нервно курит. В салоне иномарки двое молодых людей. Пассажир не подает признаков жизни, скорее всего он мертв, водитель еще дышит, но без сознания. "Скорая помощь" уже здесь. Парня извлекают из машины. Врач качает головой: мол, сделаю все, что могу, но... Вскоре выясняется, что водитель - сотрудник милиции, старший инспектор ДПС старший лейтенант милиции Михаил Р. (фамилия не разглашается по этическим соображениям). Он работает в отдельном батальоне ДПС УВД ЮАО. По мнению инспекторов, причина аварии - явное нарушение скоростного режима. Как утверждает один из свидетелей, машина ехала очень быстро, скорость была не менее 140 километров в час. В какой-то момент водитель не справился с управлением и ударился в ограждение. Машину закрутило на обледенелой дороге. Итог оказался страшным.
Попутно выясняются иные подробности. Оказывается, иномарка не имеет регистрационных знаков. По компьютерной базе данных она была снята с учета в марте 2003 года. Возникает вопрос: а почему водитель, явно зная допустимую скорость движения по трассе, так сильно ее превысил? Скорее всего, из-за вседозволенности: мол, ежели я гаишник, то мне и море по колено. Не понимают некоторые, что мачте городского освещения или бордюру милицейское удостоверение не предъявишь. А руководству отдельного батальона ДПС УВД ЮАО следует повнимательнее относиться к вопросам воспитательной работы с личным составом.
Смена заканчивается. Сотрудники готовятся к подведению итогов. Нам не хочется заканчивать репортаж на печальной ноте. Мы просим рассказать, как встречают Новый год на постах. Алексей Попов работает на кольцевой дороге двадцать лет и много раз встречал бой курантов на посту. Припоминает офицер такой случай. Без одной минуты у поста притормозила машина. Пассажир вбежал в помещение. "Мужики, - закричал он, держа в одной руке бутылку шампанского, а в другой несколько пластиковых стаканчиков, - с Новым годом! Давайте отметим, а то опаздываю". С ним чокнулись. Но от шампанского отказались. Обошлись соком. Служба все-таки.