Перейти к основному содержанию

Главная      ГИБДД как зеркало нашей жизни

ГИБДД как зеркало нашей жизни

Грустные итоги уходящего года доложила стране и правительству дорожная милиция: количество погибших на дорогах зашкаливает за все мыслимые пределы. "Здесь идет настоящая война" - комментируют репортеры. Вот только кто воюет, с кем, а главное - за что? Печальны лица ответственных генералов, снова просят они повысить штрафы за нарушения правил дорожного движения, дать больше возможностей и поводов отбирать водительские права у нерадивых и злостных нарушителей. Страна аплодирует их решительности, постовые тормозят проезжающие машины, а обстановка на дорогах все хуже и хуже.

В девяностом году, когда я заканчивала автошколу, только три человека из группы "подмазали" инспектора, принимавшего экзамен по вождению. Остальные честно тряслись, исполняя левый поворот на трамвайных путях и притормаживая при виде любого потенциального пешехода. Половина сдала со второго захода, треть с третьего. За последние три года около десятка моих знакомых получила права. И практически все заплатили за вожделенные корочки приличную сумму, как им порекомендовали их инструкторы, мудро посоветовавшие беречь нервы и время.

Финансовая связка "инструктор по вождению - инспектор, принимающий экзамен", в ситуации автомобильного бума и лавинообразного роста числа новичков на дорогах, обессмысливает все усилия законодателей, генералов и рядовых дорожно-постовой службы. Продажа прав через автошколу не просто хороший и стабильно востребованный бизнес, это долгоиграющий подарок всей системе дорожного надзора. Новичок выпущен на дорогу для того, чтобы нарушать и попадаться, снова и снова приносить доход ведомству и его служилым, пока не случится непоправимое, за что он же и ответит - либо жизнью, либо уж по всей строгости закона.

Не представляю, какие силы и кто может тут что-то изменить. Разве что как-то обойти, придумав новый и неожиданный ход. Приглашаем же мы футбольных тренеров из-за границы. Вот Петржела, да его весь город просто обожает, хотя особых наград и почетных мест наши ребята не имеют. Но есть футбол, есть дух, есть стиль и всегда обаятельное желание победы. Давайте устроим эксперимент, терять-то ведь все равно нечего.

Пригласим иностранных специалистов, конечно, не занудливых немцев или англичан, с ними у нас дороги вовсе опустеют, а кого-нибудь поозорней, французов или турок. Пусть они хотя бы несколько месяцев принимают эти самые экзамены, а потом по результатам и сертификацию школ проведем. Ну, мало их останется, зато сколько человеческих жизней сохранится.

Беда, по большому счету не в том, что гаишники на дорогах по-прежнему кладут штрафы себе в карман. Если я действительно нарушаю, то вопрос кому деньги - государству или милицейской братии - пусть волнует государство. Проблема в другом: идеология ГИБДД по-прежнему идеология засады, отлова и обогащения через угрозу наказания. Инспектор на дороге не бдит, не помогает, не предостерегает. Он охотится, и все участники движения в своем каждодневном поведении принимают этот ритуал охоты. Иначе говоря, люди вовсе не думают при виде инспектора, что надо ехать правильно, они думают только о том, как не попасться. Что-то есть принципиально неправильное в организации и идеологии ГИБДД, если тысячи нормальных и ответственных водителей объединяются ежеминутно в дорожных ситуациях против "охотников".

К сожалению, я платили штрафы неоднократно . В большинстве случаев за превышение скорости на загородной трассе. Только один раз требование инспектора показались мне абсолютно несправедливыми. Именно в этом случае он не взял деньги, и пришлось идти в сберкассу. Попадалась я и на чистый отлов, когда дорожная ситуация такова, что ты всегда нарушаешь, иначе просто не проехать. Ну вот хотя бы левый поворот с Загородного на Рузовскую - стой, маши палочкой и собирай деньги...

Организация дорожного движения - еще один весомый фактор аварийности. Не беру глубокие пласты про принцип одностороннего движения или "зеленую волну". Но взять хотя бы простейшее информационное сопровождение водителя. Вот где просто руки опускаются. Только двигаясь по Невскому проспекту, иногда узнаешь, какую улицу пересекаешь в данный момент. А на правом берегу Невы, где широкие проспекты и "рукова" отдаляют номера домов и вывески на расстояния, доступные только взгляду через бинокль, можно просто расплакаться от отчаяния. Дунайский путепровод, гордо и красиво пересекающий улицы Купчино, никто и не подумал сопроводить табличками с их названиями... По скудости информационных дорожных щитов Петербург и на райцентр не тянет, не говоря уж о туристическом оазисе, притягательном для иностранцев. Тут своим-то, дай Бог, сориентироваться.

И вместе с тем задумаемся, анализировал ли кто-нибудь многолетние данные, если они, конечно, существуют, о заболеваемости раком среди работников ГИБДД, хотя бы год своей жизни участвовавших в "разруливании пробок" на улицах города? Думаю, никакие дополнительные доходы не компенсируют урон здоровью этих ребят, работающих среди чадящих машин, выпущенных на трассу их же коллегами из службы техосмотра.

С ними трудно, но и без них нельзя. ГИБДД выпустила джина, в виде массового и плохо обученного водителя на дороги, и теперь стада машин мчатся, калеча себя и окружающих. Бедный, в сущности, Инспектор, ни за какие коврижки не хочется быть на его месте.