КРИМИНАЛ
ПРЕСТУПНИКА "ВЫДАЛИ" ВОЛОСЫ НА ШАПКЕ
Авария произошла на автодороге Кола-Печенга. Водитель микроавтобуса "Фольцваген-транспортер" не справился с управлением и съехал с проезжей части. Машина врезалась в камень на обочине, перевернулась несколько раз и свалилась в кювет. Все три находившихся внутри человека вылетели из салона, пробив телами лобовое стекло. Мужчины были в сильном подпитии. Один из них умер прямо на месте, остальные с различными телесными повреждениями попали в больницу.
Отделались они, в основном, царапинами и легким испугом. В один голос приятели уверяли сотрудников ГИБДД - во всем виноват погибший. И действительно, изначально предполагалось, что за рулем находился расставшийся с жизнью Жегало. На это, по мнению гаишников, указывало несколько моментов. Он являлся владельцем автомобиля, имел большой опыт вождения. Кроме того, сам в прошлом сотрудник автоинспекции, а они свою машину чужим рукам доверять не любят. Однако, в ходе расследования уголовного дела, которое было возбуждено, стали возникать сомнения в первой версии случившегося. Кто же управлял авто? Для выяснения документы передали в отдел по расследованию дел о ДТП следственного управления при УВД области.
- Занимался этим случаем мой заместитель Александр Оношко, - рассказал его начальник Владлен Каширец. - Выжившие продолжали усиленно валить всю вину на погибшего товарища. Но следствие при детальном осмотре автомобиля изъяло некоторые противоречащие этому улики. Например, шапку, которая принадлежала пассажиру. А находилась она рядом с водительским местом. Как так? Стали снова и снова допрашивать пассажиров-свидетелей - Греня и Думанского. При этом стало очевидно, на одного из них явно оказывается давление. Ему либо обещают материальное вознаграждение, либо просто угрожают. Он неоднократно менял показания, писал жалобы, ссылался на собственное невменяемое состояние. Дескать, был настолько пьян, что ничего не помню. Потом все-таки "раскололся" - да договорились свалить на невиновного. А через несколько дней отказался от этих слов наотрез.
Дело длилось целых четыре года! Оказалось оно весьма запутанным. По всей России практика установления истины в подобных вопросах является очень сложной, - продолжает Владлен Вадимович. - Если есть сомнения в свидетельских показаниях, многое зависит от наличия и весомости косвенных улик. Например, того, какие телесные повреждения получает водитель и пассажиры. Кроме того, требуется проведение сложнейшей экспертизы, которую мало где в стране делают. В области же доказать преступление и найти виновного таким образом удалось, вообще, впервые, хотя подобные ситуации возникали раньше.
По словам Каширца, сотрудники отдела провели уникальное комплексное исследование. Оно включило в себя в общей сложности восемнадцать экспертиз. В их числе судебно-медицинская и трассологическая, техническая и биологическая. Была теоретически восстановлена и модель движения автомобиля, и все удары сидящих внутри него. Во время специального следственного эксперимента разместили в салоне людей, соответствующих участникам по комплекции, засняли их положение, замерили расстояние между ними. Также предположили как вылетали участники ДТП из машины и какие должны они были получить телесные повреждения. Затем следователи применили четкий математический расчет. Ведь при любой аварии действуют обычные законы физики и математики. Например, тело должно обязательно уйти влево при ударе о камень справа, потом получить травму от удара головой о стекло, затем упав, перевернуться. И однозначно выходило - за рулем находился один из пассажиров. Именно он нарушил правила дорожного движения и допустил аварию, в результате которой погиб человек.
Виновник аварии Грень по решению суда получил два года лишения свободы. Кроме этого, он обязан выплатить отцу, матери и жене погибшего пятьдесят тысяч рублей. По словам Каширца, это достойное наказание, хотя сейчас ответственность за ДТП, к сожалению, существенно смягчена. Повлияло на приговор то, что преступник так и не признал свою вину, во время происшествия находился в состоянии алкогольного опьянения. Лжесвидетель Думанский не наказан. Суд посчитал, что он является хроническим алкоголиком, поэтому не совсем отвечает за свои действия.
По данным статистики около семидесяти процентов аварий со смертельным исходом происходит, когда за рулем сидит пьяный водитель. За год насчитывается уже около ста погибших и тяжело раненых. И доза принятого спиртного играет при этом не слишком важную роль. Порой достаточно бутылки пива, чтобы лишиться жизни самому и прихватить на тот свет еще несколько человек.