ДОСЬЕ НА ЧЕЛОВЕКА ЗА РУЛЕМ
С начала года в ДТП погибло свыше 24 тысяч россиян
В среду в Москве прошел международный транспортный форум, на котором обсуждались вопросы повышения безопасности дорожного движения. Свою точку зрения корреспонденту "Труда" изложил начальник Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД России генерал-лейтенант Виктор КИРЬЯНОВ.
- Чтобы снизить аварийность на дорогах, надо пересмотреть наши законы, навести порядок в сфере дорожной инфраструктуры. Первый шаг в этой комплексной работе - принятие программы, которая явилась бы составной частью государственной политики национальной безопасности. Нельзя мириться с тем, что наши дороги сегодня стали источником повышенной опасности.Только за прошедшие 10 месяцев в результате дорожно-транспортных происшествий погибли более 24 тысяч россиян, свыше 183 тысяч получили травмы различной степени тяжести.
- Виктор Николаевич, на "Прямой линии "Труда" вы вину за многие трагедии на дорогах возложили на автолихачей, в том числе и на тех, кто садится за руль в нетрезвом состоянии. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает лишение водительских прав в случае грубых нарушений правил дорожного движения. Среди них - вождение в нетрезвом состоянии. Вот уже 3 месяца действуют эти санкции. Каковы первые итоги?
- Сегодня общество с пониманием относится к ужесточению санкций за грубые нарушения правил дорожного движения, требуя обуздать лихачей, хамов и пьяниц на дороге. Какая еще реакция может быть у родственников и близких, чьи родные нелепо погибли или получили увечья под колесами автомобиля по вине пьяных водителей. Теперь законодательно установлено: лица, управлявшие транспортным средством в состоянии опьянения, лишаются водительских прав на два года. Итог последних трех месяцев - задержано 371 тысяча водителей, севших за руль в нетрезвом состоянии. Если сравнить с тремя месяцами прошлого года (там эта цифра составляла более 540 тысяч), то видно: нетрезвых водителей становится меньше. Но пить продолжают, что приводит к страшным трагедиям. К примеру, в Удмуртии на трассе Елабуга - Ижевск пьяный водитель "ВАЗ-2107" на большой скорости вылетел на обочину и сбил сразу 7 человек, которые погибли. В ходе операции "Нетрезвый водитель", проводившейся в столице, только за 2 дня задержали более 500 человек в подпитии.
Я знаю, что "Труд" особое внимание уделяет вопросам демографии, защите детства. Здесь у нас с вами общие интересы. Но есть печальная статистика: 5-6 детей ежесуточно погибают в России в результате дорожно-транспортных происшествий, около 50 становятся инвалидами. Судя по оперативным сводкам, в основном эти жертвы на совести пьяных водителей. Севшие за руль в нетрезвом состоянии не щадят детей, в том числе и собственных. В Московской области так случилось с одной супружеской парой. Несмотря на то, что глава семейства находился в подпитии, родители решили ехать домой на машине, усадив детей на заднее сиденье. От полученных травм дети скончались. В Тверской области мотоциклист, не имеющий водительского удостоверения, сбил коляску с грудным ребенком: малыш погиб...
- В последнее время за рубежом широко применяются роботы-радары для выявления нарушителей дорожных правил. А когда они появятся на вооружении российских инспекторов дорожно-патрульной службы?
- Для нас это актуальный вопрос: интенсивность движения на дорогах возрастает. Обезопасить езду, а значит, и сократить число ДТП без внедрения фото- и видеотехники, радаров-роботов, контролирующих движение, все сложнее. С другой стороны, если говорить о радарах-роботах, то перед их установкой придется решить некоторые вопросы правового характера. Надо вносить изменения в Кодекс административных правонарушений, в первую очередь в статьи, относящиеся к понятию "презумпция невиновности". Да, аппаратура фиксирует нарушение, но определить, кто именно сидел за рулем в этот момент, не может. Для этого надо найти нарушителя, установить его личность, доказать вину. А если это не его автомобиль и он получил доверенность на вождение?
Вот, скажем, во Франции не важно, кто сидел за рулем, в любом случае всю ответственность несет владелец автомобиля. У нас же такая практика запрещена. В той же Франции, чтобы в рамках закона оштрафовать нарушителя ПДД, парламент внес специальную поправку в законодательство, отменившую презумпцию невиновности. Там вся информация о нарушителе направляется в единый центр, где по электронной картотеке определяют владельца автомобиля и выписывают штраф, извещение о котором направляется по почте.
Надеемся, что вскоре и у нас подобные вопросы будут решены. Этого требует безопасность дорожного движения, вся наша деятельность.
Именно поэтому сейчас так важно создать единую федеральную информационную базу, чем мы уже занимаемся. В ней будет собрано полное досье и на водителя, и автомобиль.
-- Прошли сообщения об очередном переименовании ГИБДД в ДОБДД, то есть Департамент обеспечения безопасности дорожного движения...
- Госавтоинспекция, то есть ГИБДД, сохранила свое название. Новое наименование получил только федеральный орган главного управления, превратившись в департамент. Все остальное, в том числе и привычные аббревиатуры, например ДПС, как и организационно-правовой статус Госавтоинспекции, не изменилось.