Перейти к основному содержанию

Главная      ДТП под микроскопом

ДТП под микроскопом

фотоаппарат нелишне возить с собой

ПРАКТИЧЕСКИ каждый день, проезжая по улицам Волгограда, мы видим ставшую привычной картину: разбитый автомобиль, осколки стекла, спорящие друг с другом водители.

Никто из нас не застрахован от подобной ситуации. От нашего поведения в первые минуты аварии во многом зависит дальнейший ход дела.

Проблемой анализа ДТП в нашем городе занимается кафедра "Автомобильного транспорта", существующая при автомобильном факультете ВолгГТУ.

- Анализ каждого ДТП - это очень кропотливая работа, - убежден кандидат технических наук, доцент Николай Константинович КЛЕПИК, - она начинается на месте происшествия, продолжается в работе экспертов по ДТП и заканчивается в суде вынесением вердикта о виновности либо невиновности участников.

То, в каком направлении будет развиваться дальнейшая ситуация, во многом зависит от добросовестности сотрудника ГИБДД, работающего на месте происшествия. Помните, что на месте аварии он обязан составить следующие документы: масштабную схему ДТП, постановление о нарушении и письменные объяснения участников происшествия. Масштабная схема

- это графическое изображение всего происшедшего. Па нее наносятся результаты измерения в зоне ДТП. От правильности этих данных зависит дальнейший ход анализа. Данный документ предлагается вам на подпись, и если в нем будут содержаться грубые ошибки, это может привести к ложным выводам, возможно, не в вашу пользу. Главным залогом правильности составления масштабной схемы является выполнение всех измерений от единой точки, отсчета. Этой точкой может быть что угодно: дерево, столб, канализационный люк и т.п. Важно это проконтролировать.

Объяснения участников ДТП - это документы, в которых стороны излагают свою трактовку произошедшего.И здесь очень важна точность описания процесса. Краткость и лаконичность рассказа, а также точность формулировок - вот главные критерии в составлении объяснения. Очень важно не написать ничего лишнего. В перевозбужденном состоянии можно употребить необдуманные фразы, суть которых исказит истинное положение вещей. Известны случаи, когда необдуманные фразы в письменном объяснении впоследствии приводили к тому, что случайно задействованная в ДТП сторона объявлялась виновником происшедшего. Поэтому лучше десять раз подумать, прежде чем что-то написать.

Постановление о нарушении - это предварительное мнение инспектора ГИБДД о том, какой стороной было допущено нарушение правил дорожного движения. Интересно отметить, что в большинстве случаев бедой автолюбителей является то, что они просто не знакомы в полном объеме с этими правилами, а потому не могут трактовать их в свою пользу. Крайне важно, чтобы в момент ДТП вы сами смогли оценить ситуацию и сделать правильные выводы о своей виновности или невиновности.

- Доводилось ли вам самому участвовать в ДТП? Что еще из личного опыта вы могли бы посоветовать водителям?

- Сам я побывал в аварии всего один раз, но для меня каждое дорожно-транспортное происшествие, которое я рассматриваю, является практически собственным.

Распространенной ошибкой многих водителей является то, что в волнении и суматохе они ставят подпись на всем, что им предлагают. Каждому водителю необходимо помнить, что документ

невозможно изменить с того мгновения, когда вы на нем расписались. Поэтому я советую в подобных случаях позвонить одному из близких вам людей и попросить приехать на место происшествия. Это очень важно, так как вдвоем всегда намного легче все обдумать и взвесить.

И еще один важный совет. Постарайтесь всюду возить с собой фотоаппарат. Не удивляйтесь, дело в том, что ничто так полно и ясно не расскажет о происшедшем, как фотографии с места события. Фотографировать при необходимости место происшествия входит в обязанности инспектора ГИБДД. Но зачастую в суде оказывается, что фотоаппарат в тот день не работал или пленка, как назло, засвечена. А, между прочим, именно фотографии могут сыграть решающую роль в ходе расследования. Поэтому всегда важно иметь свой фотоаппарат и при необходимости его использовать. Лучше один раз потратиться на это, чем впоследствии не раз пожалеть.

Если же фотоаппарат у вас в "бардачке", то в обязательном порядке надо зафиксировать общий вид ДТП, участвовавшие в нем транспортные средства [со всех четырех сторон) и крупным планом - внешние повреждения автомобилей. При съемке внешних повреждений, если это, к примеру, вмятина на переднем крыле, неплохо было бы приложить к повреждению линейку (ее, кстати, тоже не помешало бы иметь с собой). Также важно сфотографировать все осколки, битое стекло и т. п.

Практика ДПТ показала, что именно от грамотности водителя и знания им своих прав во многом зависит конечный исход дела.