Ну, смертнички, полетели!
Так водители ростовских маршруток порой приветствуют своих пассажиров На поворотах берегите уши
- По сравнению с автобусами, маршрутки считаются более опасным пассажирским транспортом. Почему?
- У маршрутных такси перед автобусами существенное преимущество: маневренность и скорость. Пассажиры быстрее добираются до места назначения. Однако эти два плюса при неблагоприятном стечении обстоятельств могут сыграть роковую роль.
- Какие правила чаще всего нарушают водители?
- Посмотрите, что творится на остановках. "Газели" выстраиваются в два, а то и три ряда, отхватывая при этом приличный кусок проезжей части. Хотя правила остановки-стоянки требуют парковаться в так называемых заездных карманах.
До недавнего времени, когда на один маршрут выезжали "Газели" пяти конкурирующих организаций с разными графиками работы, водители гонялись друг за другом, как сумасшедшие. Обгоняли, подрезали, оскорбляли друг друга. Сейчас этот хаос удалось прекратить: один маршрут обслуживает одно предприятие. Так называемых "леваков" уже нет.
Опасные ситуации возникают при маневрировании. Вот свежий пример. 16 ноября на проспекте Шолохова (неподалеку от рынка "Алмаз") маршрутка N153, уворачиваясь от легкового автомобиля, резко свернула и въехала в мусоросборочный грузовик, стоявший у обочины с включенными аварийными огнями. Лобовая часть "Газели" упала внутрь салона прямо на мужчину, сидевшего на переднем сиденье. Осколком стекла пассажиру срезало ухо.
Другой больной вопрос - превышение скорости. Для пассажирского транспорта имеется четкое ограничение - 40 километров в час. 60 км/ч уже чревато. Я лично выезжал на ДТП, когда водитель "Газели" , мчавшейся на скорости 60 км, насмерть задавил пешехода. Было раннее утро, водитель опаздывал на свое предприятие за путевым листом, нервничал... Бывает, разгон набирают просто из лихачества. На днях в отдел позвонила женщина, возмущенная наклейкой в салоне маршрутки.
- Усаживаюсь в "Газель" вместе с маленьким сынишкой, а прямо перед нами наклейка: "Ну что, смертнички, полетели!" , - жаловалась дама. - И действительно, секунду спустя маршрутка с ревом выносится на шоссе, водитель даже не потрудился подождать, пока все пассажиры займут свои места. Кто не успел сесть, падали на других пассажиров. В общем, все согласно приветствию. Жуть.
На одном из маршрутов курсировала "Газель" с аналогичной "доброй" надписью: "Добро пожаловать на аттракцион смерти. Всего за десять рублей". Наша служба постоянно борется с подобным водительским черным юмором. Любителей полетов и аттракционов мы вычислили и потребовали снять зловещие наклейки. Недавно уличили еще одного "рифмача". Он вывесил прямо-таки хулиганское предупреждение: "Хлопнешь дверью - получишь монтировкой".
- На ноябрьские праздники на Ставрополье случилась страшная трагедия: маршрутка врезалась в прицеп КамАЗа и загорелась. Пассажиры погибли, так как дверь заклинило и они не смогли выбраться. Намертво захлопывающиеся двери - это особенность "Газелей?
- При ДТП двери может заклинить в любом автомобиле. Другое дело, что водители блокируют аварийные выходы, в частности, заднюю дверь. Делают они это по двум причинам: опасаются, что несознательные пассажиры выйдут, не заплатив за проезд, или закрепляют расшатывающуюся конструкцию. Ведь "Газели" быстро выходят из строя, у них непрочный кузов. Кстати, когда в Ростове проводится ежегодный конкурс на право осуществлять пассажирские перевозки, мы требуем, чтобы маршрутки были не старше двух лет. Дряхлеют они очень быстро. Этому способствует и сумасшедшая текучесть кадров. И без того несовершенная "Газель" за два года проходит через десятки рук.
Маршрутка - домик для водителя
- На дорогах - впрочем, как и везде - важен человеческий фактор. Кто они, водители маршруток?
- Больше половины из них - приезжие. Это наша больная проблема. Конечно, новоиспеченный водитель обязан пройти на предприятии стажировку. Но в лучшем случае им один раз покажут маршрут движения. А ведь водители, приехавшие из Зверево, Миллеровского, Тарасовского районов, Вешенской не знают специфики интенсивного городского движения, не имеют навыков. Часто водители, экономя деньги на съемную квартиру, ночуют прямо в маршрутках. В обязанности сотрудников нашего отдела входит контроль выпуска транспорта на линии в утренние часы. Мы не раз наблюдали такую картину: из "Газели" вылезает небритый, неумытый мужчина в грязной майке, почти не прикрывающей волосатую грудь. Вылитый зек или моджахед. Таких мы заставляли сначала привести себя в порядок, а потом садиться за руль. Кстати, большинство ДТП, произошедших из-за невнимательности, совершено иногородними водителями маршруток. В прошлом году, накануне Дня автомобилиста, крупная авария произошла на выезде из Ростова, прямо возле "тачанки". "Газель" , ехавшая в Азов, врезалась в прицеп "КамАЗа" , стоявшего на обочине. Водитель не заметил его. От удара передняя часть "Газели" собралась гармошкой, которая зажала двух девушек-пассажирок. Их освободили только при помощи спасателей, разрезавших искореженный металл.
На проспекте Нагибина 2 августа в аварию попала маршрутка N 90. Водитель отвлекся, пересчитывая деньги. Этого мгновения хватило, чтобы врезаться в проходивший мимо автобус. В результате столкновения пострадало трое пассажиров. Самой тяжелой была молоденькая девушка: она получила рубленые раны лица. И это накануне подачи заявления в загс.
- В последнее время участились случаи возгораний маршруток. Это потому, что часть водителей перешла с бензина на газ?
- Газ здесь ни при чем. Только что пожарная служба закончила экспертизу по поводу ЧП на проспекте Стачки, где загорелась "Газель". Причина - короткое замыкание. Водитель усугубил ситуацию, когда распахнул капот. Поступивший воздух раздул из искры пламя. Большинство аналогичных ситуаций происходит по причине короткого замыкания (в гараже мыши перегрызли проводки, например) и, как видите, безграмотности водителей.
- Один из московских чиновников предложил организовать для водителей маршруток психологический курс, чтобы они могли распознавать среди пассажиров террористов. Это действительно необходимо?
- Я считаю, что водители больше обезопасят пассажиров, если как следует обучатся вождению пассажирского транспорта. Ведь у нас нет ни одной базы повышения водительского мастерства. Помните страшный случай на Центральном рынке, когда водитель автобуса подавил стольких пешеходов? Как выяснилось, парень пересел с "пазика" на большой, заграничный автобус и перепутал педали.
"Газели" - лучшие
Сами "маршруточники" в большинстве своем считают, что "Газели" все равно - лучшие.
- Они удобнее для пассажиров, чем автобусы, - убежден водитель маршрутки N6 Владимир Саркисян. - Что касается аварийных ситуаций, в которые попадают маршрутки... Тут все зависит от водителя. Для меня, например, безопасность пассажиров дороже всего. А если на маршрутку посадят 18-летнего парня, у которого нет ни опыта, ни ответственности, или он пьет, а то и ширяется, дело другое. Такие водители и создают реальную опасность. Руководству надо тщательнее подбирать кадры.
Коллега Владимира (он просил не называть свою фамилию) посоветовал обратить внимание, в каком состоянии выпускают маршрутки на линию.
У "Газелей" нормальная конструкция. За ними только следить нужно. Порой хозяин предприятия в погоне за планом может плюнуть на то, что колесо или другие части машины давно надо бы отремонтировать. Водителю поневоле приходится надеяться на авось, а виноват в итоге окажется он. И вообще, чуть что - маршрутка виновата. А вы посмотрите, сколько в городе появилось сопляков на машинах. Им права купили, они толком ездить не умеют, зато гоняют, как сумасшедшие, подрезают на каждом шагу. Из-за таких и происходят аварии.
Наша справка
30 ноября в Ростове закончилась внеплановая операция "Микроавтобус". Сотрудники ГИБДД провели ее в связи со страшными авариями, в которые попали маршрутки на Ставрополье и в Москве.
За две недели было проверено 363 маршрутки. 271 водителя привлекли к административной ответственности за нарушение правил дорожного движения. 13, 7 процента из проверенных маршруток не отвечали требованиям безопасности дорожного движения. По оценкам ГИБДД, это серьезная цифра. У 50 маршруток оказались "аварийные" шины. 20 - ездили с бесполезными световыми приборами, в частности, с незагорающимся сигналом "стоп" и даже с неисправной тормозной системой.