Перейти к основному содержанию

Главная      ОТВЕТСТВЕННОСТЬ - ОБОЮДНАЯ

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ - ОБОЮДНАЯ

На вопросы о взаимоотношениях сотрудников Госавтоинспекции с участниками дорожного движения отвечает начальник управления ГИБДД УВД области полковник милиции О. КУЗЬМЕНКО.

- Олег Владимирович, у вас есть рецепт борьбы со взятками на дорогах?

- Должна быть обоюдная ответственность - и тех, кто берет, и тех, кто дает взятку. Без этого порядок не навести. Но проблема стоит гораздо шире - как сделать так, чтобы было невыгодно брать и невыгодно давать взятку. Пока же наше общество не со зрелого законопослушания. Ведь большинство людей заботится о том, как уйти от наказания, а вовсе не о том, как не нарушать законы. Отсюда, кстати, тяга граждан к приобретению "особых" номерных знаков, различных спецпропусков, мигалок и прочих спецатрибутов, якобы дающих право нарушать Правила дорожного движения. Ведь и приобретают эти атрибуты только для того, чтобы сознательно нарушать ПДД и при этом уходить от ответственности. Кстати, вымогательств денег нашими сотрудниками у водителей не отмечается на протяжении уже нескольких лет. Очень часто взятки сотрудникам ГИБДД предлагают сами нарушители, объясняя это тем, что не хотят идти и платить штраф. В текущем году выявлено шесть фактов, по которым возбуждены уголовные дела в отношении водителей, пытавшихся дать взятку сотрудникам Госавтоинспекции. Так что водителям есть о чем задуматься. Может, если не давать взятки, то и брать их не будут? И водители, и сотрудники ГИБДД должны быть заинтересованы в соблюдении законности и обеспечении безопасности дорожного движения.

Что же касается деятельности управления ГИБДД в плане предупреждения неправомерных действий со стороны сотрудников Госавтоинспекции, то в управлении действует контрольно-профилактический отдел. Ежегодно сотрудники отдела проводят более 100 контрольных мероприятий, в ходе которых офицеры выступают в качестве владельцев транспортных средств. Осуществляется и негласный контроль за несением службы инспекторами ДПС на линии. В текущем году за различные нарушения трое уволены из органов внутренних дел, еще по трем материалы направлены в прокуратуру для привлечения к уголовной ответственности. Дисциплинарную ответственность понесли более 40 наших сотрудников.

- Как вы относитесь к идее упрощения процедуры оформления правонарушений, чтобы не было соблазнов для водителей и инспекторов?

- В 2002 году в связи с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несколько усложнилась процедура оформления правонарушений в сфере дорожного движения и исполнения постановлений в части взимания с нарушителей штрафов. Инспекторам ДПС за отдельные правонарушения приходится составлять до шести процессуальных документов. Законодательством определено, что не сотрудники Госавтоинспекции, а суды лишают граждан права управления транспортными средствами. И это правильно - решение выносит независимая инстанция - суд. Конечно, на данном этапе можно упростить процедуру взимания штрафа за некоторые мелкие правонарушения, но это находится в ведении законодательных органов. Вообще же возникает ощущение, что мы все - и органы власти, и граждане - оказались просто не готовы к ситуации, когда за считанные годы количество транспортных средств увеличилось в разы. При этом и дорожная инфраструктура, и система организации дорожного движения, и многое другое так и остались на прежнем уровне. А крайним оказывается ГИБДД. По моему мнению, корень большинства проблем в отсутствии взаимопонимания, а порой просто в неуважении к закону и друг к другу. В единстве интересов - путь к решению многих проблем.

- Уже предлагалось освободить ГИБДД от избыточных функций, например, от регистрации технических средств или проведения техосмотра. Может быть, стоит пойти по этому пути, дав вам возможность заниматься только обеспечением безопасности движения? - Что касается техосмотра, то есть решение правительства РФ, позволяющее коммерческим структурам участвовать в этом деле. Есть примеры добросовестной работы таких организаций. Они имеют в своем штате специалистов по техническому диагностированию транспортных средств и могут провести проверку состояния автомобилей. Но функции милицейского контроля за техническим состоянием и соответствием транспортных средств обозначенной конструкции, его укомплектованности, а также проверки транспорта и документов по соответствующим криминальным учетам - это милицейская функция, и ее целесообразно оставить за Госавтоинспекцией. Но самое страшное, что самих водителей зачастую не интересует исправность собственного автомобиля. Многие готовы заплатить деньги за талон о прохождении технического осмотра вместо того, чтобы вложить эти деньги в ремонт авто, то есть в свою безопасность.

Теперь о регистрации технических средств. В процессе регистрации решаются важнейшие задачи: мы выявляем разного рода криминал - от угнанных автомобилей и поддельных документов до лиц, находящихся в розыске. Одним словом, это вполне милицейская функция, и отказываться от неё не стоит.

- Вам не кажется, что с кампанией против "оборотней в погонах" у нас немного переборщили? Одно время подобные сюжеты просто не сходили с экранов телевизоров...

- В Российской Федерации около 120 тысяч сотрудников ГИБДД, из них одна тысяча несет службу в Тамбовской области.Разумеется, выявлять и наказывать нарушителей надо, здесь не должно быть компромиссов. Но показывать так называемых "оборотней" по телевизору, да еще каждый день - это не совсем то, что нужно. А как же ребята, которые честно несут службу? В их адрес - мат, злоба, тыканье в нос всякими удостоверениями. В чем наши сотрудники виноваты? Нельзя же всех записывать в "оборотни"! А ведь инспектора ДПС почти ежедневно рискуют жизнью, работают в тяжелейших условиях и за не такую уж и высокую зарплату - на данный момент около 4 тысяч рублей. От добросовестности и ответственности сотрудников ГИБДД зависят порядок и безопасность на наших дорогах. И эти люди достойны уважения.

Беседу вел О. ПЕТРОВ.

Рисунок А. Бавыкина.