Шаг в никуда
ЕЖЕГОДНО ПОД КОЛЕСАМИ МАШИН ПОГИБАЕТ МИЛЛИОН ЧЕЛОВЕК. ЭТО БОЛЬШЕ, ЧЕМ В РЕЗУЛЬТАТЕ ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ
На днях американская некоммерческая организация проект "Политика в области наземного транспорта" опубликовала данные, согласно которым только в 2003 году в США погибли 4827 пешеходов. В результате нехитрых вычислений американцы объявили: ходить пешком намного опаснее, чем летать на самолете или водить автомобиль.
В США несчастные случаи с пешеходами происходят почти в 15 раз чаще, чем с автомобилистами, почти в три раза чаще, чем с авиапассажирами, и более чем в 20 раз чаще, чем с теми, кто постоянно пользуется городским общественным транспортом.
Ничем не лучше ситуация и в нашей стране. Количество погибших на дорогах порой превышает число жертв войн и терактов. В России в настоящее время в эксплуатации находятся около 21 миллиона автомобилей (в США - более чем в 10 раз больше). При этом у нас, несмотря на гораздо менее интенсивное по сравнению с США дорожное движение и меньшее количество машин, в результате ДТП ежегодно погибают 30 - 35 тысяч человек (для сравнения, война в Афганистане унесла жизни 14 тысяч россиян), еще 200 тысяч человек получают травмы и увечья. По данным Ассоциации страховщиков России, сумма имущественного ущерба от ДТП за минувший год составила более шести миллиардов рублей.
- К сожалению, пешеходы - это наша большая проблема, - рассказал в интервью "МП" инспектор отдела пропаганды безопасности дорожного движения ГИБДД Москвы майор Игорь Колосков. - Объективно в соревновании человек - машина всегда победит автомобиль. Среди общего числа ДТП преобладает наезд на пешеходов. И виноваты в этом по большей части они сами. Вот вам печальная статистика: в 2003 году в Москве произошло 7752 ДТП, в 3593 из них - с участием пешеходов, в 2730 случаях виноваты были пешеходы. Мало чем отличаются данные и за девять месяцев этого года.
- И что, людям невозможно объяснить, что нельзя нарушать правила дорожного движения?
- А как вбить в сознание людей элементарные истины? Что можно объяснить человеку, решившемуся перебежать МКАД? Ну, поймает инспектор на улице бабушку, переходящую дорогу в неположенном месте, начнет ей объяснять, что к чему... Она послушает, а в следующий раз все равно сделает по-своему.
В последнее время много говорят о пресловутой культуре водителей. Но почему никто не думает о культуре пешеходов? Ведь водитель, сбивая пешехода, виноват лишь тогда, когда авария происходит на переходе. В остальных случаях ответственность лежит отнюдь не на водителе.
С 1993 года в мире по инициативе британского благотворительного фонда "Мир на дорогах" в третье воскресенье ноября проводится День памяти жертв дорожных аварий. По данным Всемирной организации здравоохранения, ежегодно в результате дорожно-транспортных происшествий в мире гибнут 1, 2 миллиона человек, десятки миллионов получают травмы.
Отмечено, что в странах с низким уровнем дохода смертность на дорогах значительно выше, чем в развитых. С 1988 по 1998 год в странах Европейского союза число аварий со смертельным исходом уменьшилось на 20 процентов, в частности, за счет использования ремней и подушек безопасности. За этот же период в развивающихся странах на дорогах погибли более миллиона человек. Каждый второй погибший в ДТП - пешеход. В России ежегодно на дорогах умирает население небольшого города.