Проблемы есть, но ЧП не предвидится
ДОРОГА
На календаре - зима. Снегопадами и гололедами она нас пока не успела "порадовать" в полной мере, но все это будет - не сегодня, так завтра. А значит, будут пробки, заторы на дорогах и прочие сезонные неприятности... О состоянии нижегородских дорог и готовности дорожных служб к предстоящему зимнему сезону - в интервью с заместителем начальника отдела дорожной инспекции и организации движения УГИБДД Нижегородской области Николаем МАМОНОВЫМ.
- Николай Владимирович, как вы оцениваете готовность нижегородских дорог к зиме?
- Если брать область в целом, то дороги нужно разделить на федеральные и территориальные общего пользования, которые обслуживаются соответственно федеральными и областными структурами.
Сразу скажу, что были вопросы по участку дороги Нижний Новгород - Казань, который обслуживает предприятие "Управление дороги М-7 "Волга" (Чебоксары). У всех жива в памяти история, произошедшая в декабре прошлого года, когда почти на трое суток остановилось движение на федеральной автодороге. Здесь можно было винить и погодные условия, и дорожные службы, но беда была общая для области, хотя обслуживает дорогу предприятие, которое находится за ее пределами. В этом году казанской трассе уделили пристальное внимание. Вскрылись практически те же проблемы, что и в прошлом году. В конце октября вопрос рассматривался на комиссии по безопасности при областном правительстве. По решению комиссии дирекцией предприятия, обслуживающего дорогу, были приняты дополнительные меры. Ситуация изменилась, конечно, в лучшую сторону, но не совсем так, как нам бы хотелось. На кстовском участке, где случился затор, в прошлом году было всего две КДМ (комбинированные дорожные машины), которые посыпают проезжую часть противогололедными материалами. В настоящий момент их шесть, в том числе три из другой области. Кроме того, эксплуатационники заключили с организациями, которые находятся непосредственно на дороге, договоры о привлечении дополнительной техники на случай осложнения погодных условий, сильных снегопадов. И еще в этом году туда завезена более качественная соль.
- Техническая соль тоже может быть лучше или хуже?
- Да, как и песок. Например, если в песке много глинистых частиц, то он только ухудшает сцепные качества - это всем известно, а эксплуатационникам тем более. В общем, подготовились в этом году лучше, но я не скажу, что все на этой дороге хорошо. Хотелось бы отметить неготовность самой дороги: очень много мест, где занижена обочина, имеется колейность покрытия, то есть требуется капитальный ремонт дороги. Это тоже влияет на зимнее содержание. Сами понимаете, небезопасный съезд на обочину может привести к ДТП и, как следствие, к задержкам в движении транспорта.
- Понятно, что прошлогоднее ЧП заставило внимательнее отнестись к казанской трассе. А как обстоят дела на других дорогах?
- Положение там немного лучше. На федеральной трассе Нижний Новгород - Москва техника практически вся готова: участок протяженностью 65 км обслуживают 16 КДМ. Противогололедные материалы заготовлены практически полностью. Но есть нарекания по поводу несвоевременной уборки проезжей части. За первым же гололедом последовали жалобы, и нам пришлось выезжать, выдавать предписания на уборку дороги.
По территориальным областным дорогам в целом соли завезено около 90%, продолжается ее заготовка. С дорожно-строительной техникой проблем больших нет, хотя существует проблема обеспечения запасными частями и ГСМ. По нормативу обслуживающие дороги предприятия должны иметь десятидневный запас топлива, но его нет нигде. Такие проблемы возникают каждый год и решаются в оперативном порядке.
Нижний Новгород в этом году подготовился к зиме лучше, чем в прошлом: появилась новая техника, станция снеготаяния, необходимое количество соли. Оценивая ситуацию в целом, можно сказать, что все технические вопросы по подготовке к зиме решены.
- И теперь все будет зависеть от того, как сработают дорожные службы?
- Да, от финансирования и организации работ. А вот за это поручиться никогда нельзя. Но все же если в прошлом году, учитывая положение дел на казанской трассе, мы предупреждали всех о возможности чрезвычайных ситуаций, то в этом году их не предвидится. Я думаю, общими усилиями дорожных организаций и контролирующих служб чрезвычайных ситуаций удастся избежать.
Конечно, какие-то локальные остановки в движении могут произойти, но тут все валить на дорожников тоже нельзя. Обратите внимание: если случилось ДТП на скользкой дороге, водители, как правило, винят дорожников. Но ведь правила дорожного движения требуют и от водителя выбирать скорость, соответствующую дорожным условиям. Дорожным службам тоже дается определенное время на ликвидацию скользкости - 4-6 часов с момента обнаружения гололеда. И столько же на уборку снега с момента окончания снегопада. Это государственный стандарт. Он не означает, что во время снегопада дороги не должны чиститься - должны. Но все-таки нормативы допускают образование на дорогах определенного слоя снега, льда. Если брать Нижний Новгород, здесь при сильном снегопаде или в гололед возникают непредсказуемые ситуации на наших съездах: уклоны более 70 промилле, и тут какие меры ни принимай, движение может остановиться. На ликвидацию дается 4 часа. Дальше наступает административная ответственность.
- Кстати, в этом году главное управление дорожного и транспортного хозяйства закупило систему раннего оповещения об образовании гололеда и обещало ввести ее в эксплуатацию в предстоящем сезоне.
- Я знаю, что существуют такие системы, датчики, которые устанавливаются на дорожном покрытии, измеряют температуру, влажность, давление и прогнозируют с точностью процентов на 80, что через час наступит обледенение проезжей части. То есть дорожникам дается время на предварительную обработку. Но о том, что такая система будет использоваться у нас в этом сезоне, мне не известно. Во всяком случае, установку датчиков с ГАИ согласовали бы: они устанавливаются вблизи постов, чтобы вандалы их не повредили. А вообще дорожники сами шутят по этому поводу, что лучшие датчики гололеда - это сотрудники ГИБДД, которые звонят и ругаются. Но, если серьезно, конечно, дорожники сами должны следить за состоянием дороги, а не ждать сигналов из ГИБДД: "Уберите, а то накажем". Но наказываем руководителей мы довольно часто. В прошлом году, например, за несвоевременное принятие мер по очистке дорог и устранению гололеда к административной ответственности были привлечены около 200 должностных лиц.
- Есть и другая проблема в нашем городе: уборка улиц в случае снегопада сильно осложняется из-за перегруженности транспортом, и в результате снова пробки, заторы... Что можно сделать для ее решения?
- Нам и администрация задает такой вопрос. А мы ей в ответ: стройте парковки, давайте убирать с улиц транспорт. Брошенный на улицах транспорт тоже не от хорошей жизни - машину поставить негде. В городе очень много запрещающих знаков, и дополнительными ситуацию не изменить. Стоянка в зоне запрещающих знаков у нас массовое нарушение. У каждого знака инспектора не поставишь, и все проконтролировать невозможно. Можно только обратиться к владельцам: убирайте машины с проезжей части улиц. Ну и дорожным службам больше работать ночью, когда меньше транспорта на улицах. Это, кстати, и делается: центральная часть города убирается в основном ночью. Конечно, решить эту проблему позволили бы какие-то нормативные документы, позволяющие эвакуацию транспорта, мешающего уборке города. Но отношение к этой мере, как известно, неоднозначное.
- Не знаю, можете ли вы дать рекомендации дорожникам на предстоящий зимний сезон, а советы водителям у вас есть наверняка.
- Дорожным службам рекомендация одна - вовремя справляться со своими обязанностями. Но к зиме должны готовиться как дорожники, так и автовладельцы. Первое: резина должна быть именно зимней. Нужно быть особенно внимательными на искусственных сооружениях: мостах, путепроводах, виадуках. Именно на них в первую очередь происходит обледенение проезжей части при изменении температуры. Едешь - дорога сырая, въезжаешь на мост, на нем лед, а скорость та же... И еще: в дороге может случиться всякое, особенно если ездить приходится далеко. Поэтому стоит иметь при себе лопату, теплые варежки, а лучше еще и валенки. И, конечно, нужно помнить о том, что ваша безопасность зависит прежде всего от вас.