"Чертово колесо" круговой поруки
Мы продолжаем акцию, начатую 3 декабря материалом "Почти как в кино: угнали за 60 секунд". Напомним: накануне вечером от редакции был угнан наш старенький "Ниссан". Милиция признает: по сей день никаких следов машины и ее похитителей не обнаружено. Но дело не в том, что "жареный петух клюнул" в данном случае редакцию газеты. О проблеме автокраж мы писали не раз. Правда, публикации эти мало что меняли. Почему? Судите сами.
По оценке правоохранительных ведомств, преступная прибыль от автокраж в Хабаровске ежемесячно составляет около полумиллиона долларов США. Деньги нынче - это сила. При задержании угонщиков на дороге к месту происшествия адвокаты нередко прибывают раньше следственно-оперативных групп. Каждый автовор, садясь за руль угнанной машины, имеет при себе 10-15 тысяч рублей. Не ахти какая сумма. Но когда состоящее в розыске авто останавливает сотрудник дорнадзора с зарплатой 5-7 тысяч рублей в месяц...
В Хабаровске машины похищали у сотрудников милиции, прокуратуры, у высокопоставленных чиновников. Схема возврата почти всегда была одна: контакт... с "общаковскими авторитетами", заправляющими воровским автобизнесом. "Авторитеты" проявляли понимание к нуждам облеченных государственной властью страдальцев. Машины возвращали. Не бесплатно, но за минимальный откат. Потерпевшим, похоже, и в голову не приходило, какой "пиар" создают они бандитам. После этого "искать правды" у организованного криминала простым смертным сам бог велел.
Профессиональные ОПГ, специализирующиеся на угоне машин, есть во всех микрорайонах Хабаровска. Мощная группировка существует в пригородной Березовке. У автоворов нет "географических" предпочтений. Они не привязаны к месту, как ворье других разновидностей, а потому трудновычислимы. Колесят в свободном поиске, высматривая добычу. Заметив подходящее авто, отправляют на дело "солдата" - как правило, не имеющего судимости малолетку. Тот, постукивая по корпусу машины, проверяет наличие сигнализации. Сам угон действительно занимает не более минуты. ОПГ не горюют, если "солдат" попадает в руки милиции. Кандидатов на его роль навалом. А нынешнее законодательство, умело используемое преступниками, почти не дает возможности реально упечь за решетку угонщика. Своеобразна и позиция судов: в них показания сотрудников милиции, проводивших оперразработку и задержание автоворов, признаются предвзятыми и во внимание не принимаются. В отличие от показаний преступников. Кстати, во всех развитых странах мира суды действуют наоборот. Воровской автобизнес у нас расцвел махровым цветом именно потому, что он невероятно прибылен и почти безопасен. В Хабаровске (и не только) он давно опередил наркоторговлю.
Что же могут противопоставить бандитскому бизнесу правоохранители? Возьмем самую очевидную сторону дела. Профессиональные угонщики разъезжают на крутых иномарках, предпочитая спортивные модели. Парочка же милицейских "мерсов" присутствует исключительно в разного рода кортежах. Остальные сотрудники ДПС оснащены старыми "Жигулями" 6-й модели или "японками", давно отбегавшими свой ресурс. Поиграешь ли тут в догонялки? Даже пост ГИБДД на площади им. Ленина в Хабаровске несет службу... без машины. Можно махнуть жезлом разыскиваемому авто. А угонщик не остановится. Тогда сигнал пойдет другим постам. Но в Хабаровске многие сотни объездных дорог. Плотность милицейских нарядов с ними несопоставима на порядки. Пост ГИБДД на трассе в Комсомольск-на-Амуре вовсе сократили из-за нехватки средств. Посты на 14 и 34 километрах есть, но их легко миновать объездными дорогами через лес, которые никто не охраняет. И так повсюду.
Но не только поэтому обычно не срабатывает милицейская операция "Перехват". У бандитов продуманная тактика. Угнанную машину спереди и сзади всегда ведут две машины похитителей. Если на пути окажутся сотрудники ГИБДД, передняя машина "эскорта" по радио предупреждает об этом заднюю. (Бандиты, не в пример милиции, оснащены самыми современными средствами связи.) Получив сигнал, задняя машина резко выскакивает вперед и на глазах сотрудников ДПС грубо нарушает правила дорожного движения. Естественно, милиционеры ловят наглеца. А в это время угнанный автомобиль беспрепятственно проезжает мимо.
Ловить угонщиков на дорогах при нынешнем раскладе - занятие почти безнадежное. Что в этом деле эффективнее крутых погонь, рассказал начальник отдела по противодействию угонам и кражам автотранспорта УУР УВД края Олег Викторович Сукманов. Справиться с напастью способна целенаправленная, квалифицированная оперативная разработка воровских ОПГ. И проводить ее должно сильное, хорошо оснащенное специализированное подразделение сыщиков. Упомянутый отдел создан в августе нынешнего года. На его счету уже есть эффективные задержания автоворов. (О них газета рассказывала читателям.) Но это отнюдь не внесло перелома в ситуацию с автокражами. И не только потому, что силы и средства спец-отдела пока мало соответствуют стоящим задачам.
В раскрытии автокраж своя специфика. Осмотр места происшествия, как правило, ничего не дает, равно как и опрос свидетелей, которых зачастую просто не существует. Повсеместные ориентировки об угоне тоже мало помогают делу. Информацию об угонщиках и месте, где спрятана их добыча, оперативники обычно "выцеживают" позже. Но тут-то и возникают главные проблемы.
На днях у хабаровчанина угнали его иномарку. Он обратился в милицию. Сотрудники спецотдела УВД занялись розыском. А похитители связались с пострадавшим и потребовали выкуп за возврат авто. Как позже выяснилось, угонщик находился за рулем машины не более 15 минут, а затем оставил ее прямо на улице, в укромном месте. Опера категорически не советовали хозяину идти на контакт с преступниками. У них были веские основания верить в успешный результат поиска. Потерпевший, согласно покивав милиционерам, прямым ходом отправился... на "стрелку" и вручил ворам солидный выкуп. Угонщики назвали место, где стоит машина. Но в это самое время сыщики сами обнаружили ее. Когда владелец прибыл за своим автомобилем, здесь его поджидали опера. "Все-таки уплатил?! Ну и дурак".
В деле борьбы с автокражами существуют две основные напасти: круговая порука преступников с пострадавшими и непробиваемое общественное равнодушие.
Бандиты обычно запугивают жертв угонов: дескать, если пойдете в милицию, машину сожжем, расправимся с родственниками. На самом деле ни один владелец угнанной машины, прибегший к помощи правоохранителей, позже никак не пострадал. Воры ведь не идиоты. Если они засветились на угоне, мстить хозяину бессмысленно, их первых притянут к ответу. Но люди верят и боятся. Этому способствуют и СМИ, живописующие "всемогущих братков"; и прославляющие оргпреступность телесериалы; и упомянутая выше "покладистость" должностных лиц, идущих на поклон к "общаковцам", - самый заразительный пример. Сама "братва" тоже заботится о своем грозном имидже. На ул. Бойко-Павлова (по иронии судьбы, имени большевика, организовавшего милицию в Хабаровске), Портовой, в Южном микрорайоне можно наблюдать скопища крутых иномарок в окружении их мрачных владельцев-"братанов", лениво потягивающих пиво. Они не нарушают порядка, придраться к ним не за что. Но со стороны видно - это сила, опасная и неуязвимая.
Видя, с кем имеют дело, люди просто не хотят рисковать. Милицейская операция все же не дает стопроцентной гарантии возврата машины. Договориться с ворами кажется проще и надежней. Сукманов сокрушается: никакие разговоры о потакании преступникам на пострадавших не действуют. Подавляющее их большинство, даже заявив в милицию, немедленно бежит искать защиты у бандитских главарей или несет деньги по первому требованию похитителей. При таких условиях никакие усилия оперативников не приведут к успеху. А воры умнеют на глазах. Часто при передаче выкупа прибегают к услугам посредников. Даже если взять такого с поличным, доказать его участие в преступной цепочке практически невозможно. А своих "патронов" посредники никогда не сдают. Порой вымогатели требуют у пострадавшего, чтобы деньги принес кто-то из его знакомых. Найдя добровольца помочь в беде, пострадавший не желает впутывать его в милицейскую операцию. Получается замкнутый круг. Автоворовство на продажу в Хабаровске зримо сокращается. Зато воровство ради выкупа нарастает день ото дня. Но похищенные машины не растворяются в воздухе. Они отстаиваются в воровских гаражах, на стоянках и просто в укромных уголках. Вот тут-то легче всего отследить похитителей.Но зачастую случается так. Группа недорослей сняла бокс в ГСК и на глазах соседей - автовладельцев и потенциальных жертв угонов - загоняет туда через день новые машины. Анонимный звонок на "02" не грозит очевидцам никакими неприятностями. Равно как и безымянное сообщение о подозрительных типах, которые крутятся возле автомобилей на улице, у скопления гаражей или разбирающих машины на пустырях. У населения полно мобильных телефонов. Но на "02" поступает не более одного-двух подобных звонков в неделю. Молчит и контактный телефон "противоугонного" подразделения УВД, номер которого публиковался в нашей газете. Подозрительный гараж можно взять под наблюдение и схватить автоворов с поличным. Но в атмосфере ледяного общественного равнодушия к обнаглевшей уголовщине оперативники просто лишены информации, необходимой для эффективных действий.
Сукманов попросил напечатать в газете номер его личного мобильного телефона - 25-70-69. По нему можно позвонить в любое время суток. При этом помощь пострадавшим и конфиденциальность свидетелям гарантируется. Олег Викторович взывает к населению: не идите на сговор с преступниками, не раскручивайте "чертово колесо" круговой поруки. Если пострадавшие откажутся платить выкупы, схроны угонщиков переполнятся добычей в считанные дни. Разбирать машины они не умеют, каналами сбыта не располагают. Сжигать угнанные машины бессмысленно - ведь тут бизнес, а не хулиганство. Автоворовство перестанет приносить баснословные прибыли и пойдет на спад.
Но в то самое время, когда сыщики пытаются противодействовать бедствию, иные их милицейские коллеги сами не прочь поживиться на этом поприще. Совсем недавно одной из районных прокуратур Хабаровска возбуждено уголовное дело, из которого следует, что группа сотрудников ГИБДД задерживала на дорогах угнанные автомобили, но не спешила возвращать их владельцам и давать делу положенный ход. Ушлые "гаишники" втихую ставили похищенные машины на штрафплощадки. А затем, используя служебное положение, снимали их с учетов ГИБДД и... перепродавали. Комментарии, как говорится, излишни.
Еще год назад Дальний Восток, изобилующий иномарками, был в стране лидером по угонам. Сегодня эта напасть захлестнула почти все регионы России. Но и за рубежом не избавлены от этой беды. В Англии, например, коэффициент пораженности транспорта угонами выражается числом 48, а у нас - 22. Зато там не в пример эффективнее борьба с этим видом криминала, а повальное страхование машин надежно защищает пострадавших от убытков. Но в основе удачной работы полиции - именно помощь населения. В США существует такая практика. Полиция собирает жителей квартала и договаривается о том, что каждая домохозяйка, возясь на кухне, в определенный день будет поглядывать на улицу и информировать полицейских обо всем, что внушает подозрение по части автоугонов. Это позволило ощутимо повысить профилактику угонов и их раскрываемость по горячим следам.
От автокраж нет панацеи. Но свести риск к минимуму все же возможно. Машины не воруют из ГСК, которые охраняют профессиональные ЧОПы. Частным охранникам платить приходится не в пример больше, чем пьяненьким сторожам-"любителям". Зато и результат несопоставим. Вполне надежны и платные автостоянки. Но по другой причине: почти все они "крышуются"общаком" - главным организатором преступного автобизнеса. Тут действует принцип: не гадь там, где кормишься. Завывающая автосигнализация дает гарантию в лучшем случае от краж из автомобиля, но отнюдь не ограждает от похищения его самого. А вот специальные охранные комплексы (например, "Краб"), блокирующие электронику, руль, мосты и прочие важнейшие узлы машины, стопроцентно защищают от угона днем с улицы. Но не ночью из гаража. В этом случае у преступников есть время, а спецов среди них предостаточно. Наметилось "сотрудничество" автоворов с карманниками. Последние в числе прочего похищают ключи от машин и брелоки от сигнализации и передают их угонщикам. Стоит особенно поберечь эти автоатрибуты, а в случае их кражи немедленно принять меры безопасности: сменить охранную систему, автомобильные замки. Страхование машин от воровства у нас пока весьма дорого. Но страховые компании исправно платят компенсацию пострадавшим, и речь о выкупе просто не идет.
Тему автокраж мы продолжим в ходе акции "Останови угонщика!" в следующих номерах. Редакция ждет ваших писем, звонков, сообщений по электронной почте.