ОТВЕТСТВЕНЕН КАЖДЫЙ
Автомобиль - техническая система, источник повышенной опасности. Эта опасность увеличивается многократно, если ею управляют моральные уроды.
Деятельность госавтоинспекции во все времена подвергалась критике. Но народная мудрость гласит: "Не ругают лишь того, кто ничего не делает>. С каждым годом транспорт приобретает все большее значение в нашей жизни, а вместе с тем все острее встает вопрос о безопасности дорожного движения.
За 10 месяцев текущего года на территории Карелии зарегистрировано 1087 дорожно-транспортных происшествий, в которых погибли 130 человек, а 1401 человек получил травмы различной степени тяжести. Несмотря на это, хочу отметить уверенное снижение роста аварийности: если по итогам полугодия рост количества ДТП по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составлял 18, 5 процента, по погибшим - 8, 9 процента, пострадавшим - 20, 2 процента (за 8 месяцев показатель увеличения количества дорожно-транспортных происшествий снизился до 11, 5 процента по сравнению с уровнем прошлого года, по количеству погибших составил 4, 1 процента, по количеству раненых - 10, 4 процента), то уже по итогам 10 месяцев 2004 года по сравнению с уровнем прошлого года рост дорожно-транспортных происшествий составил 0, 2 процента, число погибших снизилось на 4 процента, количество раненых уменьшилось на 2 процента. Одним словом, если за 10 месяцев прошлого года в ДТП погибли 135 человек, а в 2004 году за тот же период погибли 130, можно сказать, что в этом году нам удалось уберечь от неоправданной гибели 5 человек.
И это не случайно. В действительности для повышения безопасности дорожного движения за относительно небольшой промежуток времени - начиная с марта - Госавтоинспекцией проделана определенная работа.
В республике по результатам топографического анализа мест концентрации ДТП дополнительно установлено 26 "шумовых полос> - искусственных неровностей, способствующих снижению скорости движения транспортных средств. Результат - на 71, 4 процента сократилось количество происшествий по причине превышения скоростного режима.
Важным фактором повышения безопасности участников дорожного движения является право задержания транспортных средств и помещения их на штрафную стоянку, регламентированное Кодексом РФ об административных правонарушениях. По инициативе управления ГИБДД был подготовлен проект распоряжения о создании и работе в РК штрафных стоянок. В результате чего с 1 октября текущего года такие стоянки начали свою работу уже в 12 районах республики, Петрозаводске и Костомукше. В течение октября было задержано и помещено на хранение 323 транспортных средства. Из них 124 автомашины задержаны по фактам управления в состоянии алкогольного опьянения, 109 - за управление лицом, лишенным либо не имеющим права управления.
Надеюсь, что такие меры неизбежно позволят не только уменьшить количество желающих сесть за руль в нетрезвом состоянии, но вообще исключить случаи управления транспортом в состоянии опьянения. К сожалению, несмотря на то, что принципиальное решение об организации штрафных стоянок принято главами самоуправления Беломорского, Калевальского, Сегежского, Суоярвского районов, вопрос о начале функционирования таких стоянок решается недостаточно оперативно.
Весь личный состав госавтоинспекции работает, я бы сказал, в жестком режиме по отношению к нарушителям ПДД. С начала года выявлено и пресечено 205763 нарушений, из них 82641 - это нарушения скоростного режима; 101404 человека оштрафовано. Более шести тысяч материалов по грубым нарушениям ПДД направлено в суд для принятия решения о лишении права управления.
Кроме того, сотрудниками госавтоинспекции республики ежемесячно проводятся специальные рейды - "Пешеход>, "Газели> и "Скорость>, - направленные на пресечение определенных видов нарушений. На сегодняшний день мы добились снижения на два процента количества ДТП по вине водителей, на 27 процентов уменьшилось количество происшествий по вине нетрезвых водителей.
Однако несмотря на принимаемые меры, еще над многим предстоит работать.
Рост количества происшествий с участием несовершеннолетних снижается незначительно, что вызывает особую тревогу. За прошедший период текущего года в 164 ДТП пострадали 162 ребенка, 9 детей погибли. С несовершеннолетними проводится целенаправленная работа по обучению их правилам дорожного движения, правилам безопасного поведения на дороге. В каждом районе Карелии работают инспектора по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, а в столице республики таких сотрудников шесть. Но в работе с детьми усилий одной только Госавтоинспекции недостаточно. Необходимо активное участие родителей, ежедневная работа педагогов и воспитателей. Я считаю, что каждый взрослый ответственен за жизнь и здоровье несовершеннолетнего пешехода.
По причине нарушения правил дорожного движения пешеходами совершено 166 дорожно-транспортных происшествий, в результате которых погибли 15 человек, 157 травмированы. По вине нетрезвых пешеходов произошло 31 дорожно-транспортное происшествие. Всего с начала года пресечено более 30 тысяч нарушений пешеходами. Водители и пешеходы - полноправные участники дорожного движения, и требования соблюдения ПДД для них одинаковы.
Особую тревогу вызывает рост количества происшествий, сопутствующим фактором совершения которых стало неудовлетворительное состояние дорог. Так, если в прошлом году таких происшествий было зарегистрировано 298, то в этом году за 10 месяцев эта цифра выросла до 426, в них погибли 68 человек, 564 получили травмы. Нами уже подготовлены и направлены рекомендательные письма главам администраций районов и Петрозаводска по обеспечению должного содержания улично-дорожной сети для обеспечения безопасного движения транспорта. Думаю, что человеческая жизнь оценивается намного дороже, чем затраты на ремонт дорог.
Безусловно, проблем в обеспечении безопасности дорожного движения достаточно. Наша служба и в дальнейшем будет работать в таком же усиленном режиме, поэтому есть определенная уверенность, что по итогам года количество ДТП, пострадавших и погибших в них людей будет не больше, а, возможно, и меньше, чем в прошлом году. Но необходимо понимать, что немалую роль в ДТП играют и такие факторы, как плохая освещенность улиц и дорог, отсутствие дорожных знаков и разметки, отсутствие финансирования для оборудования пешеходных светофорных объектов, пешеходных переходов. Огромную роль играет человеческий фактор - мы сможем исключить случайность тогда, когда соблюдение правил станет неотъемлемой нормой для каждого.
Владимир Дубинин, начальник управления Госавтоинспекции республики-0-