Тревога: за рулем недоучка
Первые свои права я получил в 1950 году. Это были права мотоциклиста, т.к. мне было 16 лет. С тех пор я ездил по Союзу на мотороллере, тяжелом мотоцикле "Днепр-32" и "Запорожце" и ни разу не был ни в одной аварии.
Сейчас, когда я езжу только на дачу, с ужасом смотрю, как нагло нарушают Правила дорожного движения "крутые водители". Характер нарушений разный, но все они создают реальную угрозу для своей жизни и жизни других. На аварии страшно смотреть. И как опытный водитель и бывший преподаватель автошколы, иногда даже предсказываю аварии, которые случаются на моих глазах. У меня, извиняюсь, появляется чувство брезгливости к пострадавшим и не хочется помогать им в беде.
На протяжении последних лет число убитых на дорогах Российской Федерации превышает 30 тыс. человек, а покалеченных - свыше 200 тысяч. И цифры эти растут. ГАИ (ГИБДД) не может справиться с этим явлением. И никто ни разу не сказал об истинной причине роста убийств на дорогах.
А причина в том, что автошколы любой ведомственной подчиненности выпускают брак - водителей-недоучек.
Причины брака:
1). Теоретическая часть подготовки водителей свелась к "натаскиванию" слушателей на "билетах ГАИ", которые давно не секрет для автошкол и по которым ГАИ давно ничего не проверяет.
2). Практическая часть свелась к "тихой" езде с инструктором по тихим улочкам города.
Почему эти методы обучения ведут к подготовке водителей-недоучек?
1). Не секрет, что каждый пункт Правил дорожного движения, образно говоря, написан кровью. И каждый пункт несет в себе глубокий смысл. Смысл каждого пункта ПДЦ должны доносить до слушателей автошколы. Когда смысл каждого правила ПДЦ будет слушателям понятен, они смогут оценить любую ситуацию на дорогах и принять правильное решение.
Это очень серьезный вопрос, т.к. требует другой квалификации преподавателей автошкол. ГАИ должна взять на себя организацию регулярной переподготовки преподавателей автошкол и через них проводить свою политику на дорогах.
2). Слушатель должен за время обучения овладеть навыками управления автомобилем настолько, чтобы быстро и грамотно маневрировать на дорогах. Поэтому основным местом обучения должен стать автодром. Слушатель без инструктора рядом должен научиться преодолевать различные фигуры (восьмерки, змейки и т.д.) на время. Каждая фигура должна иметь норматив преодоления. Навыки вождения на автодроме должны отрабатываться до тех пор, пока слушатель не сдаст зачет по временному прохождению связки фигур. Только после этого он может быть допущен к езде по дорогам. "Жалеть" в этих условиях автомобиль - преступление. Не сдавшие зачет по вождению отчисляются из автошколы.
3). В автошколах совершенно не используются такие методы обучения, как игры и состязательность.
Преодоление фигур на автодроме должно проводиться в присутствии всей группы. Все должны видеть недостатки других слушателей и делать выводы, чтобы их не допускать. Занятия по вождению должны быть зрелищными. Не секрет, что в автошколах слабо учат техническому устройству автомобиля. Возможно, не надо водителю досконально знать устройство. Но как сменить колесо, как сменить лампочку, как найти неисправность, если двигатель не заводится, и многое другое слушатели должны постигать на автодроме в виде игры на началах соревновательности.
Я перечислил три основные причины, которые способствуют слабой подготовке водителей.
Я часто вспоминаю слова моего учителя физики, которые он повторял нам в школе: "Учить надо до тех пор, пока то, что ты учишь, не станет твоим убеждением, твоей нормой поведения".
Я думаю, что эти слова могли бы стать девизом в любой автошколе, для любого учебного процесса.
Теперь хочу высказаться о совершенствовании работы ГАИ, о поднятии престижа ГАИ много говорят, но мало что делают. А ГАИ давно должна стать грозой для нарушителей Правил. В последнее время нарушители ПДЦ стали нарушать их изощреннее и злее.
Водитель не должен нарушать ПДЦ нигде и никогда, смотрит на него инспектор ГАИ или нет, - вот в чем смысл работы ГАИ. Совместные усилия автошкол (повышение уровня преподавания) и ГАИ (повышение требовательности к водителям на дорогах) должны привести к резкому снижению количества убийств на дорогах.
Что я предлагаю для совершенствования работы ГАИ?
1). ГАИ должна строиться по региональному принципу, т.е. она должна быть только областной. Область делится на округа. В каждом округе за порядок на дорогах несет ответственность дивизион ГАИ. "Хозяином дорог" в округе является командир дивизиона, наделенный широкими правами и ответственностью за работу дивизиона. Самым главным в работе командира дивизиона, я считаю, должно быть то, что принятые им или его подчиненными меры к нарушителям ПДЦ не могут быть отменены ни начальником ГАИ, ни судом, ни губернатором, ни Думой. Никем! Если этого не будет, начальник дивизиона будет "связан" по рукам и ногам и не будет ХОЗЯИНОМ на дорогах. Инспектор на дороге, начальник дивизиона для нарушителя ПДЦ и судья, и Бог, и отец родной.
2). Использовать паспорт гражданина РФ местом отметок нарушений ПДЦ и прочих записей, связанных с водительской деятельностью гражданина РФ. Для этого можно отвести несколько страниц в паспорте, и если будет мало - добавить. И не нужно вводить талоны предупреждений, баллы и прочую чепуху, в том числе и обязательное автострахование. По паспорту можно и отследить всю деятельность водителя на протяжении многих лет.
3). Отменить штрафы за нарушение ПДЦ.
Здесь предлагается такой вариант. Нарушителю ставится в паспорт отметка о нарушении ПДЦ. Нарушение может быть "откуплено" деньгами. В этом случае сумму откупа называет инспектор. Если нарушитель и инспектор придут к соглашению, то в паспорте делается отметка о сумме "откупа". Таких "откупов" нарушитель может сделать не более двух.
4). Главным наказанием для нарушителей ПДЦ является направление на повторное обучение в автошколу за двойную плату и изъятие автомобиля на время переобучения. Направляет на переобучение только командир дивизиона. Он же направляет автомобиль нарушителя на платную стоянку ГАИ. О своем решении командир дивизиона делает отметку в паспорте гражданина РФ. Командир дивизиона принимает решение о направлении на переобучение самостоятельно или на основе рапорта инспектора.
Один раз нарушитель может "откупиться" от направления на переобучение. В этом случае командир дивизиона назначает сумму откупа, которая может быть значительной, и согласовывает с начальником ГАИ. И командиру дивизиона не надо здесь скупиться. ГАИ должна научиться зарабатывать деньги для себя. О сумме "откупа" делается отметка в паспорте гражданина РФ.
Все суммы "откупа" инспекторами сдаются начальнику дивизиона, который ежедневно сдает их на лицевой счет дивизиона.
5). Нарушитель ПДЦ при переобучении вносит двойную плату. Из этой суммы 60% автошкола перечисляет на счет дивизиона ГАИ, который направил нарушителя, а 40% остается в автошколе. Эти суммы налогами не облагаются.
6). Деньги от повторного переобучения автошкола может тратить только на технические средства, но не на поощрение работников.
Деньги от повторного переобучения и хранения автомобиля нарушителя ГАИ может тратить на технические средства регулирования движения.
7). Суммы "откупа" могут расходоваться на поощрение работников дивизиона или поощрение народных дружинников. 20% ежемесячной суммы "откупа" дивизионы перечисляют на счет региональной ГАИ.
Суммы для автошкол за семинары преподавателей могут быть использованы для оплаты преподавателей, ведущих семинары, литературу и наглядные пособия.
8). Каждый водитель может переобучиваться дважды. Если после второго переобучения водитель нарушает ПДЦ, он лишается прав, а в паспорте гражданина РФ делается отметка "Непригоден к работе водителем автомобиля".
9). Отменить все льготы на дорогах. Нельзя позволять кому бы то ни было "расталкивать" автомобили на дороге. Для льготников можно выделить специальные дороги.
10). При начальнике ГАИ создается Совет командиров дивизионов для решения текущих и перспективных вопросов.
11). Потеря паспорта гражданина РФ автоматически ведет к лишению прав на год и повторному обучению в автошколе.
12). Водитель за рулем без прав лишается свободы на 5 лет.
13)- Пьяный за рулем наказывается лишением прав на 2 года и повторным переобучением.
14). Начальник ГАИ по представлению командира дивизиона может создавать народные дружины.
15). Иногородние нарушители наказываются отметкой в паспорте гражданина РФ. Они имеют право на "откуп" в данном регионе один раз. При повторном нарушении они лишаются прав, которые при запросе начальника ГАИ региона, где зарегистрирован автомобиль, высылаются в его адрес.
Это радикальные и основные предложения. Все эти предложения требуют рассмотрения и законодательного утверждения.
Пора в России хоть в чем-то наводить порядок. Наказания для нарушителей ПДЦ должны быть суровыми. Цель моих предложений - исключить всякие нарушения на дорогах. То, что записано в Правилах дорожного движения, должно выполняться даже тогда, когда инспектора ГАИ спят.
Новгород.