/Компас потребителей/
/Проходите мимо/ И ШКАФ СКРИВИЛСЯ ОТ СТЫДА
Бракоделы переоценили свою работу
Кто только не берется сегодня за заказы по изготовлению мебели! Фирмы и фирмочки арендуют гаражи, свободные помещения в школах, закупают оборудование (часто самое примитивное) и начинают "штамповать" шкафы и тумбочки на любой вкус и цвет. Красиво получается, но вот служит такая красота иногда совсем недолго - "всплывают" скрытые дефекты.
В ноябре прошлого года пенсионер Александр Савин заказал в одной чебоксарской частной фирме по изготовлению корпусной мебели стенку для зала. Заказ был сделан в срок. А получил пенсионер не совсем то, что хотел.
- Мы же с вашим мастером договорились, что во встроенном шкафчике-баре будет зеркало, а дверцу книжной полки сделают из стекла, - высказал он свои претензии директору фирмы уже на следующий день.
Но получил ответ, что заказ выполнен согласно чертежам и эскизу, которые якобы были согласованы с ним еще при оформлении договора. Но Александр Иванович и в глаза не видел никаких чертежей кроме фотографий будущей мебели в красочном каталоге. Выходит, обманули меня, и ничего теперь не добьешься, отступился пенсионер от бесполезных разбирательств.
Однако через несколько месяцев ему пришлось побеспокоить фирму вновь. "Расшатались и перекосились дверцы серванта, с трудом выдвигаются ящики, " - пожаловался клиент мебельщикам и попросил устранить недостатки. Фирмачи обещали все исправить, но с визитом не спешили, а на все звонки отвечали: "Поймите, у нас полно заказов, а тут еще вы своими претензиями достаете". Но в мае этого года терпению пенсионера пришел конец. По совету специалистов союза "В защиту прав потребителей" он составил официальную претензию к фирме-изготовителю, где перечислил все недостатки горе-товара и потребовал их устранить. А оформленный таким образом документ отправил по почте заказным письмом с уведомлением.
Фирму это впечатлило - мастер наконец прибыл. Посмотрел, подкрутил чего-то в шкафах и ушел, пообещав вернуться с другими инструментами. Однако ни через неделю, ни через две так и не появился. Александр Иванович отправил по почте новую претензию. А когда и это не помогло, решил искать управу на бракоделов в суде.
Но сначала нужно было доказать, что стенка действительно имеет изъяны, а экспертиза - удовольствие не из дешевых. На нее пришлось потратить больше полутора тысяч рублей. Впрочем, дело того стоило. Специалист Чувашской лаборатории судебной экспертизы приехал, осмотрел стенку и обнаружил множество дефектов, о которых сам Александр Иванович и не подозревал. В своем заключении эксперт отметил не только заедания при выдвижении ящиков, но и несимметричность стыковки деталей, непомерные зазоры в проемах, несоответствия в размерах смежных дверок, отчего шкафчик даже перекосился. Все эти недостатки говорят о негодном качестве изготовления и сборки мебели, что снижает стоимость заказа на 50 проц., сделал вывод специалист. Вооружившись этим заключением, пенсионер обратился в суд. Тяжба длилась недолго, ведь Александр Иванович как потребитель, сделал все грамотно. Уже в конце августа судья вынес свое решение - из уплаченных пенсионером пятнадцати с половиной тысяч фирма должна вернуть ему половину. А заодно возместить расходы на проведение экспертизы. Так что от халтурной работы - фирме одни убытки.Если, конечно, потребитель знает свои права.
Е. МАРУШЕВА.
/Экспертиза/ ПЕРВОСОРТНАЯ... ПОДДЕЛКА
"Нежный зеленый горошек. Гарантия качества "Бондюэль" - гласила надпись на этикетке. Да и сама консервная банка на первый взгляд подозрений не вызывала - аккуратная, никаких подтеков и грубых швов. И все же это подделка.
- Продукцию известных фирм фальсифицируют очень часто, - рассказывает начальник испытательной лаборатории Чувашского центра стандартизации и метрологии Т. Олигер. - Эту банку нам принесли с рынка, потому что на крышке не было узора из зеленых листьев. Пару лет назад фирма специально ввела такую маркировку, ведь бумажную этикетку можно напечатать где угодно, а литография на металле требует сложного оборудования. Впрочем, поддельный товар - необязательно вредный или опасный для здоровья. Мы провели экспертизу, и оказалось, что консервы соответствуют всем стандартам безопасности. Правда, "Бондюэль" выпускает зеленый горошек класса "экстра", а этот тянет только на первый сорт - есть крахмалистый осадок, заливка не совсем прозрачная. То же самое с фальсифицированной кукурузой "Бондюэль", которую можно встретить на наших полках - нормам безопасности она соответствует, но в банках попадаются испорченные зерна.
- А какие еще продукты подделывают чаще всего?
- Наверное, растворимый кофе. Любители этого напитка знают, что найти приличный, с ароматом и вкусом натурального кофе очень трудно. У нас на испытаниях было много образцов, и везде - завышенная концентрация углеводов. В продукт добавляют шелуху кофейных зерен, различные злаки, другие крахмалосодержащие вещества. Вполне возможно, что делают это сами производители, - ведь настоящее сырье очень дорогое. Но в результате получается не натуральный кофе, а кофейный напиток. Причем мы исследовали такой кофе, который на рынке стоит порядка сотни рублей за 100-граммовую банку. От более дешевого ничего хорошего и не ждешь.
- И что, такой кофе соответствует стандартам?
- Да, формально он отвечает всем требованиям, кроме вкуса и аромата. Даже содержание кофеина в норме. Другое дело, что кофеин искусственный, а в напитке обнаруживается консервант, которого не может быть в натуральном продукте.
Часто приходится слышать, что недорогие вина стали хуже. Ничего удивительного в этом нет - у нас вино называется натуральным, если в нем обнаруживается виноградная основа. А сколько там должно быть виноматериала - стандартом не оговорено. Производители экономят на виноматериале. Поэтому нужно помнить - дешевое вино не может быть высокого качества. Очень много вопросов по колбасным изделиям - в ГОСТе не указано, какой белок они должны содержать, растительный или животный. Недобросовестные производители злоупотребляют соей.
- На что нужно обращать внимание, чтобы не купить откровенно поддельный продукт?
- Прежде всего на этикетку - она должна содержать всю необходимую для потребителя информацию. Наименование продукта, дата выработки, срок годности, пищевая ценность - часто фальсификаторы "прокалываются" на какой-нибудь мелочи. Оцените внешний вид, упаковку - если что-то вызывает сомнение, от покупки лучше воздержаться. На днях с рынка к нам поступили три образца меда в банках из Воронежской и Белгородской областей. На этикетке написано - 2003 год, а мед жидкий. Натуральный уже должен был засахариться. Выяснилось, что это сахарный сироп с добавлением меда, хотя маркировка на всех трех банках соответствует стандарту. В таких случаях стоит обратить внимание на цену - "липовый" товар обычно стараются сбыть побыстрее, а значит, подешевле.
- Но ведь у нас масса контролирующих органов, которые должны следить за продовольственным рынком...
- Эти органы очень малочисленны, а в последние годы их права серьезно ограничены. А соблазн воспользоваться чужой торговой маркой или подделать продукт велик - навар получается очень уж большой.
Записал И. ГЕРАСИМОВ.
/Вопрос-ответ/ ЗАБЫВЧИВЫХ ШТРАФУЮТ ПОВТОРНО
Я вовремя заплатил штраф за нарушение дорожного движения, даже квитанция есть. Но на днях снова получил вызов в инспекцию - меня хотят наказать повторно. Законно ли это?
И. ВОСТРУХИН, Чебоксары.
- Да, такое вполне может быть, - ответил начальник отдела Управления ГИБДД Чувашии полковник милиции Н. Журавлев. - Дело в том, что в декабре 2003 года в Кодекс Российской Федерации "Об административных правонарушениях" было внесено изменение. Нарушитель ПДД теперь должен не только заплатить штраф в установленный законом срок, но и представить копию документа об уплате в орган или должностному лицу, вынесшим постановление о его назначении. Если этого не сделано, материалы направляются судебному приставу-исполнителю для взыскания штрафа в принудительном порядке. Кроме того, нарушителя могут снова привлечь к ответственности по ст. 20.25 КоАП РФ (штраф в двухкратном размере от суммы неуплаченного штрафа либо административный арест на срок до 15 суток). Проверка по базе данных нарушений ПДД об уплате штрафов проводится при прохождении очередного годового техосмотра или когда водители обращаются в экзаменационные подразделения ГИБДД по другим вопросам.
Такие прецеденты в республике уже есть. В конце октября в наше экзаменационное подразделение с просьбой оформить дубликат потерянного водительского удостоверения обратился один гражданин. После проверки выяснилось, что он не уплатил штраф за управление автомашиной в состоянии алкогольного опьянения. Постановление о наложении на него штрафа в размере 2000 руб. мировым судьей поступило из Московской области. В связи с этим составлен новый административный протокол по ст. 20.25 КоАП РФ - закон есть закон.