Перейти к основному содержанию

Главная      С места аварии лучше не убегать

С места аварии лучше не убегать

562 водителя скрылись в этом году с места ДТП

Такую цифру назвал начальник оперативно-розыскной части по раскрытию транспортных преступлений КМ УВД Томской области Е. Байгулов. Раскрыто 480 таких "побегов", найдены автомобили и установлены те, кто сидел в тот момент за рулем. Надо заметить, что общее число ДТП по области сокращается, а вот число "беглецов" растет. В прошлом году на эту дату 451 водитель не стал ждать инспекторов. Нынче - на сто больше.

"Убегающая" статистика

Что испытывает человек, попавший в аварию? Конечно, стресс, который толкает его порой на странные поступки. В обычной обстановке спокойный и незлобливый человек вдруг вскипает яростью, увидев, во что превратилась его "ласточка". Как ни странно, но чаще всего в неистовый гнев впадают те, кто сам виноват в случившемся. Некоторые тут же начинают подсчитывать, во что обойдется ремонт. Кто-то до приезда медиков даже не замечает, что серьезно ранен. А иной пугается с первых же секунд так, что единственным выходом из ситуации ему представляется бегство. Гнать во весь опор и будь что будет! Авось не найдут.

Находят. Раскрываемость таких побегов составляет 85 процентов. Всего три дня, например, понадобилось оперативникам, чтобы раскрыть наезд со смертельным исходом на 11-летнего мальчика в Томском районе. С матерью он вышел из-за стоявшей на обочине машины как раз в тот момент, когда ее огибала темного цвета иномарка. Удар был настолько силен, что тело подростка отбросило на несколько десятков метров... Водитель, который не мог не заметить случившегося, лишь добавил газу. Информация для поиска была очень скудная, тем не менее опрос свидетелей и другие оперативные мероприятия помогли установить истину. За эти три дня водитель дважды перепрятал свою "Тойоту" и уже собирался начать ремонт, чтобы окончательно скрыть следы ДТП, но был задержан. Он чувствовал, что оперативники буквально дышат ему в затылок, поэтому запираться не стал. Кстати, проведенная по делу автотехническая экспертиза показала, что в той ситуации у водителя просто не было технической возможности избежать наезда. Пешеходы из-за препятствия появились неожиданно, и даже если бы он ехал со скоростью 40 километров в час (а он ехал быстрее), то беда все равно бы случилась. Тем не менее, признав, что водитель не мог предотвратить ДТП, суд посчитал его виновным в "оставлении места происшествия". Водитель лишен права управления и обязан выплатить родителям погибшего ребенка компенсацию за моральный ущерб.

Конечно, когда авария связана с человеческими жертвами, то водители уезжают с места происшествия реже. Нынче зарегистрировано 9 таких фактов. Четырех виновников оперативники разыскали, и дела уже направлены в суд. Еще по нескольким случаям беглецы также установлены, но пока расследование не закончено, в ОРЧ не спешат рапортовать, что все уже сделано. Из 13 аварий с ранеными, в которых водители скрылись, оставив пострадавших на дороге истекать кровью, найдены уже девять беглецов. Удалось пролить некоторый свет на события, свяданные с ДТП на пр. Мира, когда лихой водитель сбил сразу трех пешеходов, а также с аварией на трассе, ведущей к пос. Зональному. В том происшествии автобус сбил двоих.

Несколько утешает в "убегающей" статистике то, что большинство все же приходится на ДТП без пострадавших, в них ущерб терпят лишь автомобили. В зависимости от везения владельца кто-то отделывается царапинами и вмятинами на кузове, а кто-то разбивает свою "тачку" в хлам. Конечно, обидно, когда некому предъявить претензии... Из 540 (! ) ДТП с материальным ущербом, в которых один из участников продолжил путь, сделав вид, что ничего не произошло, раскрыто 467.

В ОРЧ "беглецами" занимается специальное отделение из пяти человек. Как считает его начальник С. Дудкин, успех во многом зависит от наблюдательности пострадавшего или свидетелей. Тщательный опрос позволяет уточнить марку уехавшего автомобиля, его цвет и особые приметы, например, надписи на стеклах, необычные антенны, стикеры и т.п. Редкостью являются случаи, когда пострадавший запоминает госномер обидчика. Буквы обычно не остаются в памяти, а вот цифры порой врезаются. В итоге, даже зная все цифры номера, оперативникам обычно приходится осмотреть около 30-40 автомобилей. И сделать это необходимо в самые сжатые сроки, ведь "беглец" тоже принимает спешные меры, чтобы устранить все следы аварии. И "жестянщиков" в Томске хватает.

Подразделение по розыску транспорта, скрывшегося с места ДТП, работает в круглосуточном режиме. Если есть факт наезда на пешехода, когда машина скрылась, то оперативники подключаются к поискам практически с первых минут. Для участия в осмотре места происшествия выезжают и дежурный инспектор, и руководитель. Их задача - собрать максимум информации о "беглеце", для чего по возможности нужно опросить пострадавшего и свидетелей, помочь эксперту в сохранении и изъятии вещественных доказательств. Ведь иногда совсем незначительные частицы краски с уехавшей машины или осколки подфарника позже позволят уличить "беспечного ездока".

Три из десяти

Объяснения "беглецов" мотивов их некрасивых поступков оригинальностью не блещут. Либо говорят, что ничего не заметили, либо утверждают, что с места ДТП их гнал испуг. Есть и еще один мотив, о котором, правда, предпочитают не распространяться, - хмель. Этот "попутчик" подводит многих. Если в ДТП попадешь в нетрезвом состоянии, то можно попрощаться с водительским удостоверением - такова президентская инициатива по наказанию за езду во хмелю, к тому же не стоит рассчитывать на ОСАГО. Страховые компании не делят ответственность с нетрезвыми клиентами.

Доводилось слышать, что, протрезвев или усовестившись, некоторые сами позже приходят "сдаваться".

- Чистых явок с повинной нет, - подчеркивает С. Дудкин. - Но иногда случается, что водитель старается найти знакомых в ГИБДД и через них прозондировать почву: как идет расследование, чем грозит побег с места ДТП. В этом году был случай, когда через неделю после наезда беглец явился. Понятно, почему - мы уже начали передавать ориентировки, искать свидетелей. Он сам позвонил: "Можно прийти к вам посоветоваться? " Пришел, начал рассказ якобы о своем друге, попавшем в беду. И в конце разговора сказал: "Что скрывать и ходить вокруг да около. Этот "друг" - я. Просто тогда очень испугался". Пешеход, правда, в этом случае суда не дождался, умер не от травм, полученных в ДТП, а от другой болезни.

Стоит напомнить об ответственности за побег с места ДТП. Если это не повлекло тяжких последствий, то можно отделаться штрафом до 15 МРОТ. В отличие от реальной минимальной зарплаты, которая постепенно растет, МРОТ для штрафов остается пока фиксированным и составляет 100 рублей. Правда, в последнее время депутаты серьезно думают о его увеличении, чтобы наказание не казалось пустяковым. В случаях же, когда человек получил травмы или, хуже того, погиб, возбуждается уголовное дело по ст. 265 УК РФ (оставление места дорожно-транспортного происшествия). И это уже грозит возможным лишением свободы на срок до двух лет. Еще суровее наказание, если будет признана виновность в аварии. По ст. 264 УК (нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств) действия водителя, повлекшие по неосторожности причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека, могут обернуться "зоной" на срок до двух лет. Если пострадавший погиб - до пяти лет, а если погибли несколько человек - до десяти.

Кстати, если за езду во хмелю или нарушение правил проезда перекрестков водитель может попадаться несколько раз, то "рецидивность" в оставлении места ДТП практически не встречается. По словам Е. Байгулова, в этом отношении водители предпочитают не наступать дважды на одни и те же грабли. Одного урока, когда ты сбежал и тебя разыскали оперативники, оказывается вполне достаточно, чтобы усвоить нехитрую истину: с места аварии лучше не убегать. Пусть во всем разбирается суд, страховая компания - законным путем обойдется дешевле.

И не стоит поддаваться на возможные уговоры второго участника ДТП - мол, разъедемся по-доброму, я все позже оплачу. Нынче было несколько таких случаев, когда водители вроде обо всем договорились, один поехал дальше по своим делам, а второй немного выждал, вернулся к месту аварии и вызвал ГИБДД, заявив, что въехавший в него водитель скрылся, марка машины такая-то, номер такой-то. Чтобы таких недоразумений не случалось, не уезжайте, ведь это можно рассматривать и как косвенное доказательство вашей вины.

Как рассказали в ОРЧ, по их наблюдениям, из 10 ДТП в трех случаях водитель пускается в бега. Впрочем, приход "автогражданки" эту статистику улучшает, и есть надежда, что в следующем году куда меньше водителей, попавших в дорожные неприятности, будет брать пример с тех, кто струсил и считает, что от всего на свете их может спасти только скорость, с которой они уносятся с места аварии.