Перейти к основному содержанию

Главная      Зачем мне "москвич" в разрезе?

Зачем мне "москвич" в разрезе?

Реальная водительская квалификация выпускника автошколы должна соответствовать требованиям, предъявляемым дорогой.

Грустно. Я такой жалкий, маленький и мягкий, а машины такие большие и железные. И эта огромность и железность делает таких же маленьких и мягких, но сидящих внутри совсем другими. Вот сегодня: в который уже раз на переходе перед Исаакиевским собором чуть не сбила машина. Хотя зеленый свет горел мне, а ей - красный. А симпатичное девичье лицо за рулем Audi всем своим видом показывало, что выражение "Куда прешь?" должно быть направлено мне, а не ей.

В октябре руководство питерского регистрационно-экзаменационного отдела ГИБДД в рамках бескомпромиссной борьбы с ситуацией на дорогах встретилось с руководителями автошкол города. Солидные люди с большими погонами грозными голосами вещали сладко зевающей директорской массе (в которую мне удалось неофициально затесаться) о необходимости "в корне менять ситуацию", "бороться с водительской безграмотностью", приводили страшные цифры ДТП... Меня пугают, а мне не страшно - примерно такое впечатление произвела встреча. В очередной раз сказано о результатах "низкого качества", а о причинах - снова ни слова. Я, конечно, не директор автошколы, но по лицам таковых могу судить: они тоже не испугались. "Отсидели" положенное время - и по офисам: "учить народ водить".

А месяц спустя в рамках той же борьбы вышли в свет новые экзаменационные билеты по теории ПДД. ДОБДД к ним, разумеется, оказался не готов, возникла традиционная неразбериха... Спрашивается, зачем все это? Ведь правила-то не изменились? Зато все автошколы (которых по всей Руси немерено) в срочном порядке раскупили солидный тираж свеженьких книжек с по-новому расположенными картинками.

Помню, сам сдавал на права. Недавно совсем, и четырех лет не прошло. Первые три автошколы, что называется, разлюбил с первого взгляда. Все равны как на подбор. Штат в три человека: директор и два полупьяных "инструктора". Ржавый "москвич" с буквой "У" (как вариант - ржавый "жигуль"). На стенах - плакаты, изображающие, судя по всему, этот самый "москвич" в разрезе.

Четвертая автошкола хоть как-то совпала с моими представлениями об этих организациях: строгий директор, восемь инструкторов, некое подобие учебных классов. Да и автопарк насчитывает пять дешевых, но ухоженных машин с буквой "У". Так что договор об обучении я заключал здесь. Кстати, обучение предлагалось в двух вариантах: подешевле (с обязательным посещением занятий) и подороже (можно не посещать и приходить через два месяца на экзамены). Причем при втором варианте, намекнул директор, и экзамены "гораздо легче" пройдут.

Изменилась жизнь, изменились законы. Сегодня создать автошколу совсем не трудно. Достаточно иметь лицензию Министерства образования, получить которую легко, а отобрать, как показывает практика, невозможно. Документы, регламентирующие качество обучения в автошколе, вроде бы и есть, но контроля соблюдения написанных в них правил не существует. Отец рассказывал, что в его бытность учеником ДОСААФ на занятия иногда неожиданно приходил инспектор ГАИ, проверял по журналу присутствующих и выборочно экзаменовал их на усвоение последних лекций. Сейчас у ГАИ-ГИБДД-ДОБДД и т. д., как известно, другие проблемы: статистику ДТП вести да штрафы с нарушителей ПДД собирать.

А что делается в автошколах, из которых выходят виновники этого гигантского количества дорожных происшествий, - дело десятое. Проконтролировать качество вдалбливания правил в головы учеников или наказать инструктора за появление на рабочем месте подшофе может только директор. Но даже он, при всей его власти, сталкивается с непреодолимыми преградами. Как заставить нас, учеников, ходить на занятия, если при малейшем намеке на репрессии мы можем уйти учиться (и унести деньги) в другую автошколу? Ведь не секрет, что учеба в автошколе превратилась из процесса обучения в неприятную, но обязательную процедуру вроде регистрации по месту жительства. А на месте системы возник рынок. Со всеми его "клиент всегда прав".

Другая проблема: как уволить инструктора, если неизвестно, где брать ему замену? Ведь учебных заведений, готовящих соответствующие кадры, нет и в помине. Нигде не готовят высококлассных инструкторов, не только знающих ПДД как свои пять пальцев, но владеющих еще основами педагогики и психологии.

Потенциальных преподавателей вождения, конечно, пруд пруди. Если двадцать лет назад инструктором мог стать лишь опытнейший водитель с тремя, как минимум, категориями и званием "водитель

I класса", то теперь на это имеет законное право владелец удостоверения любой категории (кроме "А", что хоть как-то утешает) и трех лет стажа (который считается с момента получения водительского удостоверения, даже если за руль ни разу не садиться). То есть, в принципе, и я уже могу претендовать на эту должность: мои права пылятся на полке уже более трех лет - значит, необходимый стаж у меня есть.

Что касается актуальности программы обучения, то тут и вовсе мрак. Существует модульная программа подготовки водителей, датируемая не 1976-м, а 1997 годом, но носит она почему-то рекомендательный характер. Так и называется: "Примерная программа...". И, если присмотреться, списана со старой советской методики с добавлением некоторых псевдосовременных терминов.

Зачем мне устройство двигателя внутреннего сгорания автомашины "москвич"? Да хоть бы и "БМВ"? С нынешним уровнем автосервиса я туда в жизни не полезу. Из всех многочасовых занятий с "москвичом" в разрезе" любому обывателю хватило бы нескольких часов курса по поведению в экстремальной ситуации (замена колеса, замена аккумулятора и прочие мелочи). А освободившееся время - вождение, вождение и еще раз вождение.

Это, кстати, вообще отдельная тема. Говорят, раньше первые занятия по вождению проходили на специально оборудованном автодроме и в город машина с буквой "У" и двумя комплектами педалей выезжала, когда ученик уже оттачивал до автоматизма хотя бы простейшие действия. Где у нас в Питере автодром и есть ли таковой вообще - для "автошкольников" тайна, покрытая мраком. Вот и мелькают нынче в сводках ДТП учебные авто. Оно и понятно. При питерском уличном движении, когда "за рулем - как на войне", "не подрежешь ты - подрежут тебя", а "водитель водителю - волк"... новичку, конечно, тоскливо. А учитывая, что в Петербурге около 160 автошкол, можно подсчитать, что каждое утро на улицы выезжает более тысячи "У"-машин с бледными от страха бедолагами-недоучками за рулем.

И не скажу, что у меня не было искушения доплатить три тысячи за обучение "подороже". Было. За сэкономленное таким образом время я бы заработал куда больше. Только вот не исключено, что имею возможность писать эти строки именно потому, что выбрал вариант "подешевле".