Перейти к основному содержанию

Главная      Реквием по реверсу

Реквием по реверсу

ЕЗДИТЬ ПО ВСТРЕЧНОЙ МОСКВИЧАМ НЕ РАЗРЕШАТ

Не так давно в редакцию пришло письмо от жителя района Жулебино, жаловавшегося на постоянные пробки на Рязанском проспекте.

"Каждая поездка на работу и с работы оборачивается для меня сплошной нервотрепкой и впустую потерянными часами, - сообщил Андрей Валентинович. - Утром, начиная с восьми часов, все четыре полосы Рязанки, идущие в центр, стоят. При этом в обратную сторону едут два с половиной калеки. Вечером ситуация повторяется с точностью до наоборот: в область честно стоящая в четыре ряда братва "курит бамбук", дома стынет ужин и жена уже собралась к соседу, а в центр трасса девственно чиста. Объясните мне, почему сотрудники ГИБДД не могут организовать на Рязанском проспекте реверсивное движение? Ведь реверс мог бы значительно разгрузить проспект и облегчить жизнь водителям. И это, поверьте мне, не только мое мнение, так считают все, кто ежедневно пользуется этой дорогой".

Действительно, почему? В Западной Европе, например, в случаях, когда половина трассы забита машинами, а вторая - пустая, дорожная полиция оперативно организует реверсивное движение. При этом большая часть трассы отдается основному потоку машин. Пробка на дороге исчезает через 10-15 минут. Есть и отечественные примеры. В сентябре прошлого года в утренние часы пик по многочисленным просьбам автовладельцев на Волгоградском проспекте (на пересечении с Люблинской улицей) для транспортного потока, движущегося в центр города, была высвобождена одна полоса встречного движения. Пробки на этом участке дороги значительно уменьшились, но ненадолго. Через месяц ГИБДД перестало использовать дополнительную полосу и все вернулось на круги своя. То есть снова возникли многочисленные пробки.

Помнится, чуть больше месяца назад руководитель Государственной службы дорожного движения РФ Игорь Левитин, говоря об организации оптимального режима движения в крупных мегаполисах, заявил, что первоочередными мерами по улучшению дорожной ситуации в Москве должны стать выделение отдельных полос для общественного транспорта, а также организация реверсивного движения на радиальных въездах и выездах из Москвы. Однако, похоже, все это так и останется на словах.

Как сообщили "МП" в столичной ГИБДД, никаких, даже отдаленных, планов относительно введения реверсивного движения на приспособленных для этого городских трассах (не имеющих металлического или бетонного разделителя) у них пока нет. Мол, мы согласны, что это довольно-таки перспективное направление, но... И это при том, что еще в 1999 году Главное управление ГИБДД МВД РФ сообщило о разработке целой программы по организации дорожного движения, одним из пунктов которой являлось реверсивное движение.

В Центре организации дорожного движения при правительстве Москвы вообще считают, что в условиях столицы применение реверсивного движения нецелесообразно.

- У меня на днях как раз целое совещание было по поводу реверсивного движения. В частности, обсуждался реверс (высвобождение полосы встречного движения) на областном отрезке Щелковского шоссе, там он в качестве эксперимента был введен в июле этого года, - сообщил руководитель центра Леонид Липсиц. - Так вот, по словам сотрудников областной Госавтоинспекции, эксперимент этот потерпел полное фиаско. Во-первых, на участке с реверсивным движением в несколько раз возросло количество ДТП. А во-вторых, заторы от этого не уменьшились. Понимаете, наши водители настолько по-хамски ведут себя на дорогах, что просто не могут цивилизованно пользоваться реверсивным движением.

Надо заметить, что с мнением руководителя Центра организации дорожного движения согласны и некоторые гибэдэдэшные чины. Так, например, заместитель начальника УГИБДД ГУВД Московской области полковник милиции Николай Арнаутов считает, что "введение реверса - это все равно что мертвому припарки". Мол, решить проблему можно только строительством новых магистралей и расширением имеющихся, другого выхода нет. Но вот беда. Новые магистрали у нас строятся, да и старые что ни день расширяются, только вот количество автомобильных заторов от этого не уменьшается.

Никто не говорит, что реверсивное движение - это панацея. Но одной из мер по борьбе с пробками оно вполне могло бы стать. По крайней мере так считают специалисты.

- Вот смотрите. Берем для примера четырехполосную трассу - две полосы в одну сторону, две полосы в другую. На данный момент пропускная способность одной полосы в Москве 1800 единиц транспорта в час, соответственно двух полос - 3600 автомобилей. Однако нагрузка на полосы не всегда одинакова. В часы пик поток машин увеличивается в несколько раз, как правило, только в одном направлении (утром - в центр, вечером - из центра), трасса не выдерживает нагрузку, и образуются пробки. Если в такие часы выделять для водителей одну полосу встречного движения, то пропускная способность трассы увеличится в полтора раза. Не надо быть гением, чтобы оценить всю пользу от этого мероприятия.

Понятное дело, что фантастических результатов реверс не принесет, но по крайней мере пробки будут растягиваться на гораздо меньшее число километров, - сообщил доцент кафедры организации безопасности дорожного движения МАДИ, кандидат технических наук Владимир Верейкин. - У нас, кстати, вся полезность реверсивного движения была оценена еще 30 лет назад. В 70-х в качестве эксперимента реверс был организован на Волоколамке, где он отлично себя показал. Более того, реверсивное движение также планировалось ввести на Минском шоссе. В 94-м году была готова вся проектная документация и даже необходимое оборудование начали монтировать на дороге, но... Сами знаете, какое тогда время было, чиновники поразмыслили и решили, что деньги можно и на другие, более "нужные" вещи потратить.

А что касается мнения, будто наши водители настолько безобразно ведут себя на дорогах, что реверс только осложнит дорожную ситуацию в городе, то это, на мой личный взгляд, чистой воды отговорка. Да, за рулем у нас есть дураки, но есть и нормальные люди. Если же мы все время будем ориентироваться на дураков, то и правила дорожного движения тогда вводить не надо.

Между тем по сути реверсивное движение вот уже несколько лет функционирует вполне самостоятельно, без какого бы то ни было вмешательства властей или Госавтоинспекции: водители, уставшие маяться в многочасовых автомобильных заторах, сами вылезают на "встречку", устраивая так называемый стихийный реверс, который, правда, нередко приводит к катастрофам с человеческими жертвами...