Слепыши на дорогах
Вопрос о тонированных стеклах на автомобилях относится к вопросам схоластики. Были в древние времена философы, которые целые века вели научные споры о том, сколько чертей поместится на конце иголки: один или тысяча? Существуют ли черти на самом деле — это как бы вопрос второстепенный.
Тожевотстонировкой. Главный аргумент: сотруднику ГАИ не видно, кто и что находится в салоне. Поставим вопрос иначе: а почему, собственно говоря, ему это должно быть видно? Какое ему дело, кого я везу в машине? Хочу — тещу на дачу, хочу — любовницу, хочу — террористок До тех пор, пока я не нарушаю правила дорожного движения, сотруднику ГАИ до этого не должно быть никакого дела
За долгие десятилетия ГАИ начисто забыло, для чего оно создано, за что получает зарплату. Вот и превратилась целая государственная служба, по суш, в узаконенную обдираловку. Вспомним, сколько раз они меняли правила дорожного движения во имя собственного удобства! Сколько миллионов и миллиардов положили себе в карман на одних только огнетушителях. А сколько раз менялся состав автоагаечки, вроде бы, с благородной целью, а на самом деле, чтобы иметь возможность лишний раз содрать с бедного водителя «стольник». И ГАИ хорошо, и медицинской промышленности навар. Довели состав аптечки до 49 препаратов, едва не заставив каждого водителя возить с собой рентгеновский аппарат. Конечно, хорошо, чтобы и рентгеновский аппарат был и каждый водитель имел при себе диплом среднего медицинского работника. Всякая лишняя справка у водителя — дополнительный повод придраться. Мы так привыкли к узаконенной обдираловке, что даже не замечаем ее абсурдности. Взять хотя бы ежегодную пытку техосмотром. Вроде бы, хорошая вещь, а проку от нее для безопасностиноль. Потому что я с утра прошел техосмотр, приклеил на лобовик заветную картонку годовой гарантии техисправности, а тем же вечером влетел в открытый колодец и порвал переднюю подвеску и рулевые тяги. Но это уже никого не касается, бумажка есть — отвали.
Тридцать лет я за рулем и за все это время не наблюдаю никакого прогресса в безопасности движения. Разве что появились «лежачие полицейские», то есть намеренно изуродованные дороги. Это подается как выдающееся достижение ГАИ в деле заботы о пешеходах. Говорят, у заграницы «содрали» как передовой опыт.
В цивилизованных странах и водители соблюдают знаки ограничения скорости, и пешеходы вдоль и поперек трассы не шастают. Надо сказать, что нарушителей ГЩЦ у нас единицы, автолюбители в абсолютном и подавляющем большинстве — народ крайне дисциплинированный. По большому счету, гаишникам на дорогах в таком количестве просто нечего делать. Сам езжу и вижу: редко-редко встретишь на дороге хамаподрезалу, на красный свет прут лишь отморозки, которые вчера права купили, за сто и больше гоняют лишь сопливые нувориши, ошалевшие от больших денег. Для ГАИ они — подарок, т. к. штраф платят в долларах и гонят дальше. Почти каждый известный артист может похвастаться, что гнал с сумасшедшей скоростью, но гаишник узнал его и отпустил из уважения. Я уже не говорю о «мерседесах» со спецномерами — тем вообще правила не писаны. Но как раз они-то и вне внимания ГАИ: еще нарвешься на какого-нибудь депутата. В основном «пасут» и «доят» рядовых автолюбителей.
Но вернемся к вопросу о том, почему автолюбители в штыки восприняли борьбу с тонированными стеклами.
«Нанесение на стекла дополнительных покрытий ухудшает светопроницаемость и тем самым влияет на безопасность дорожного движения, — говорит замначальника отдела ГИБДД ГУВД СК подполковник милиции Александр Мастепаненко. — А из-за непрекращающихся угроз терактов от нарядов ДПСтребУяся максимально возможный досмотр транспортных средств и следующих в них людей. В рамках операции «Опасное стекло» проверено 877 технических средств, выявлено 489 нарушений, составлено 419 протоколов В169 случаях тонировочная пленка на стеклах-уничтожена на месте».
Я ему и верю и не верю. С одной стороны, тонированное лобовое стекло — верный признак недоумка за рулем. При нынешних скоростях и забитых трассах надо не только не затемнять передние и водительские стекла справа и слева, а наоборот — придумать какие-нибудьувеличигельные стекла На своей «старушке» я принципиально не затемняю стекла Правда, сиденья выгорают, но это не такая уж большая беда В западных странах модно ездить вообще без крыши: красота-то вокруг какая, кругозор какой! В этом вся прелесть езды на автомобиле. В тонированном же авто ни людей посмотреть, ни себя показать. Но зато считается, что это круто!
С другой стороны, если преследовать антигонировкой «максимально возмажныйдос-мотр в связи с угрозой терактов», то лучше заставить пассажиров ездить вообще по пояс голыми и с поднятыми руками. Конечно, утрирую, но приводить теракты в качестве аргумента за осветление автомобильных стекол, по крайней мере, неумно. На многих « Соболях» и « Газелях» грузового варианта окна вообще не предусмотрены, и это никакие отражается ни на безопасности движения, ни на количестве терактов. Что мешает террористам по ходу движения пригнуться — их не увидишь даже при очень чистых окнах А при проверке на постах дорожно-транспортным патрулем что мешает гаишнику заставить водителядапустить все тонированные стекла, а ночью — еще и зажечь свет в салоне?
Наконец, и это главное — борьба с тониро-ванными стеклами касается только наших отечественных автомобилей, причем старого образца Крутые «ниссаны» и «тойоты» попадают к нам из-за рубежа уже полностью и наглухо затонированные. Менять им здесь стекла и накладно и невозможно — нет таких стекол в нашем автосервисе. В последнее время и наши «ВАЗы» и «Волги» идут с конвейера уже тонированными — рынок диктует такой модный дизайн. Кто, как не ГАИ, или ГИБДД, в свое время, еще лет пять назад, должен был поставить заслон этой дурацкой моде? Вот и отыгрываются теперь гаишники на стареньких «копейках», «шестерках», «восьмерках», в упор не замечая навороченные иномарки. Борьба эта и запоздалая и, пожалуй, бесперспективная. Я прошелся по автостоянкам города: тонированные даже лобовые стекла составляют процентов 70 всего автопарка города. Сдирай — не сдирай, штрафуй — не штрафуй, а пока ГАИ не найдет другие, более весомые аргументы против тонировки, пока не выйдут соответствующие законы, вся эта борьба, все эти операции «Стекла» будут лишь дополнительным стимулом для грабежа автолюбителей. Уж простите за прямоту.