ПОПУЛИЗМ НА ДОРОГАХ
"Расчистить" томские улицы способны только поправки в Кодекс об административных правонарушениях
У томских автомобилистов пока еще есть возможность насладиться прелестями парковки в неположенном месте за 20 рублей, в то время как платная стоянка стоит минимум 35 рублей в час. Но эта возможность продлится недолго. Потому как российские законодатели всерьез взялись за нарушителей правил дорожного движения и подготовили поправки в Кодекс об административных правонарушениях РФ (КоАП).
Говоря откровенно, я другой такой страны не знаю, где власти настолько терпимы к нарушителям правил дорожного движения. Например, в США для них предусмотрены суровые наказания. Припарковался в неположенном месте - доставай из кармана честно заработанные 70 баксов и отдавай их государству. Припарковался на месте для инвалидов - придется заплатить в три раза больше. И, как показывает практика, особого желания нажимать на педаль тормоза где попало у американских граждан нет.
Наши законодатели посмотрели сначала на российский дорожный беспредел, затем на зарубежных соседей и приняли решение перенимать опыт. Основной блок "непопулярных" поправок, внесенных на рассмотрение в Госдуму РФ, касается размеров штрафов - принято решение идти на повышение.
- Сейчас такая ситуация сложилась, что для КоАП установлена фиксированная ставка - минимальный размер оплаты труда - 100 рублей, - комментирует поправки Владимир Емельянов, начальник управления ГИБДД по Томской области. - А между тем прожиточный минимум постоянно увеличивается, МРОТ растет, и на этом фоне некоторые штрафы просто смешны. Например, штраф за невыполнение требования "знак" установлен в размере 50 рублей. Разве это серьезное наказание? И раз МРОТ для нас фиксированный, то было принято решение компенсировать эту разницу за счет повышения штрафов. Наказание должно быть адекватно нарушению и ощутимо для нарушителя.
По словам Владимира Анатольевича, статья 12 КоАП ("Административные" правонарушения в области дорожного движения") принималась законодателями с популистскими настроениями. В итоге получилось, что они защитили интересы не тех, кто соблюдает правила дорожного движения, а тех, кто их нарушает. А потому еще в декабре прошлого года был подготовлен пакет документов, в котором вся 12-я статья основательно "перетрясалась". Попытка провести пакет целиком в Госдуму не удалась. Документы осели в различных министерствах, которые вскоре распались и... Нет, история на этом не закончилась, МВД решило разбить пакет на части и продвигать его по мере возможности и по степени важности. Вернее, по степени того вреда, который могут нанести те или иные нарушения. Первым блоком прошло вождение автомобиля в нетрезвом состоянии. Напомним, с 1 сентября вступило в силу положение, согласно которому водитель "под мухой" не может отделаться какими бы то ни было штрафами, а сразу и надолго лишается водительского удостоверения. Теперь на очереди выезд на полосу встречного движения, уезд с места ДТП, проезд железнодорожного переезда, неподчинение сигналам спецтранспорта и так далее. Планируется, что постепенно, пункт за пунктом будет принят весь пакет поправок к 12-й статье в том виде, в каком его пытались провести правоохранители еще год назад.
Уже есть примеры, которые доказывают эффективность ужесточения мер наказания. Ужесточилось наказание за вождение транспорта в нетрезвом состоянии, и сразу снизилось количество происшествий, допущенных по вине пьяных водителей.
Не секрет, что основным "двигателем прогресса" в деле продвижения этих поправок выступает правительство Москвы. Кто был в столице, имеет представление о том, как все запущено на дорогах мегаполиса: пробки, повсеместное нарушение ПДД, улицы и тротуары, запруженные припаркованными автомобилями. В Томске эта проблема стоит не так остро, но все же вызывает определенные неудобства.
- Проспект Ленина и улица Пушкина фактически работают в режиме затора, - рассказывает Владимир Емельянов. - С парковками у нас тоже беда: кто-нибудь машину припаркует в неположенном месте, другой водитель начинает ее объезжать, перестраивается и меняется направление движения. А за ним еще один едет, и еще... И все начинают эту машину объезжать, а каждый маневр - это опасность. В этом месте еще пешеход может выскочить. В общем, мы, как и столичные власти, приветствуем строительство специальных парковок и подземных гаражей.
Еще одна инициатива, заявленная в представленных поправках, - "автоматизация" процесса отслеживания нарушений. В тех местах, где отследить все вольности автолюбителей сложно, например, на перекрестках и в тоннелях, будут установлены специальные видеокамеры и радары. На сегодняшний день такая система работает в Лефортовском тоннеле в Москве. Радар и камера покрывают расстояние около 800 метров, то есть автомобиль видно на протяжении всего его движения по тоннелю. Если он пересекает сплошную линию или превышает скорость, радар фиксирует нарушение, камера - номер автомобиля нарушителя, и вся эта информация передается в компьютер ближайшего экипажа дорожного патруля. Статистика показывает, что, с тех пор как радар и камера появились в тоннеле, количество нарушений в нем снизилось в три раза.
На сегодняшний день уже существует полная федеральная база по водительским удостоверениям, по зарегистрированному транспорту, по угнанным автомобилям и утерянным документам. В перспективе планируется создание и единой всероссийской базы по правонарушениям. В таком случае, возможно, будут наказывать нарушителя независимо от того, где он зарегистрирован и где совершил правонарушение. Такая система сейчас успешно функционирует в объединенной Европе: если ты живешь в Австрии, а во Франции превышаешь скорость, то по возвращении домой в своем почтовом ящике обнаружишь извещение о штрафе.
Но до такой "красивой жизни" нам, конечно, далеко. Пока же остается надеяться на лучшее: чтобы поправки к КоАП были приняты, и режим затора сменился на режим приятной поездки.