Перейти к основному содержанию

Главная      ПРОВЕРКИ НА ДОРОГАХ

ПРОВЕРКИ НА ДОРОГАХ

К пешеходам, как известно, принадлежит большая часть человечества. Да и сами водители гораздо чаще становятся пешеходами, нежели наоборот. Поэтому ничего не остается, как признать простую истину: пешехода надо любить.

Когда пешеход совершенно сознательно нарушает правила дорожного движения, тут все понятно: он добровольно идет на риск прощания с жизнью. Из писем читателей и из собственного опыта известно, что зачастую отношение к пешеходам со стороны водителей весьма пренебрежительное. Рассмотрим их с точки зрения здравого смысла и попробуем определить, почему так получается, кто виноват и, естественно, что делать. При подготовке данного материала были использованы советы и рекомендации сотрудников Управления ГИБДД УВД Тверской области: командира отдельного батальона дорожно-патрульной службы майора милиции Дмитрия Пискарева, руководителя отдела организации надзорной деятельности УГИБДД УВД майора милиции Евгения Селиванова и старшего инспектора по особым поручениям майора милиции Владимира Ворошилова.

У ОСТАНОВКИ ОБЩЕСТВЕННОГО ТРАНСПОРТА

Как правило, в Твери остановки нерельсового городского общественного транспорта располагаются неподалеку от пешеходного перехода. Есть, конечно, и исключения, но их становится меньше. Не так давно на остановке "Смоленский переулок" чья-то умная голова догадалась нанести дорожную разметку - "зебру". Хватило ума и человечности не запрещать людям переходить дорогу там, где им удобно, а организовать движение автотранспорта для удобства всех участников движения. Только вот беда: и на этой остановке, и на ряде других прямо на "зебре" или непосредственно перед ней останавливается городской транспорт, и бедному пешеходу приходится, вытягивая шею, высовывать свой нос из-за закрывающего обзор стоящего транспорта и рисковать жизнью.

В таких случаях явно требуются воспитательные меры для водителей автотранспорта. Для водителей автобусов, троллейбусов и маршруток - меры дисциплинарного и административного воздействия. Инспекторы ГИБДД (если они оказались поблизости) частенько примененяют штрафные санкции к водителям-нарушителям Правил дорожного движения (ПДД), и таких нарушителей штрафуют сотнями, но, как видно, этого явно недостаточно. Для водителей маршруток иногда гораздо эффективнее направлять представления в транспортную инспекцию или администрацию города. А как быть, когда инспектора поблизости нет? Можно ничего не делать и продолжать по-заячьи скакать между машинами, постоянно рискуя расстаться с жизнью. Но это развращает водителей, и они с все возрастающей яростью будут давить на клаксон и посылать вдогонку проклятия. Поэтому пешеходам следует побороть в себе природную лень и объединяться. Это необходимо для создания доказательной базы, чтобы потом обоснованно наказать нарушителя. Надо заручаться поддержкой друг друга и выступать в качестве свидетелей совершенного нарушения. И, записав номер автомашины, позвонить потом по одному из указанных в конце статьи телефонов.

С пешеходами чуть посложнее, за ними уследить труднее. Поэтому полезнее использовать естественную лень человека к преодолению препятствий: в районе особо оживленных остановок общественного транспорта надо воздвигать достаточно протяженные ограждения тротуаров от проезжей части. Так, как это сделано в районе остановки "Советская площадь". Теперь то же самое предстоит сделать на новом переходе на Смоленском переулке. Это, конечно, затраты, но скольким они сохранят жизнь и здоровье!

ПЕРЕХОДЯ УЛИЦУ, ОСТАНОВИСЬ!

Про тех, кто переходит улицу где ему заблагорассудится, говорить не станем: они сами выбрали свой путь. Тут нужен более жесткий подход со стороны инспекции ГИБДД и самое широкое привлечение общественности. Рискую навлечь неудовольствие руководства Управления ГИБДД, но для этой воспитательной работы следует шире привлекать детей. Есть же в 16-й школе Твери специальный класс. Тут и ребятам практика, и взрослым стыдно будет... Пожилые же люди в роли общественников детям-инспекторам даже внешне здорово проигрывают.

Хорошо, если переход через оживленную улицу регулируется светофором. Но и тут, переходя улицу на зеленый свет, не следует расслабляться. Надо убедиться, что водитель автомобиля вас заметил и остановился. Водителям же следует помнить, что при повороте надо пропустить пешехода. Нарушение ПДД водители часто допускают при выезде на большую площадь. Например, так часто обстоит дело на площади Гагарина и площади Терешковой, а также в районе Речного вокзала, А еще пешеходу следует пропустить транспорт со спецсигналом: "скорую", например, или пожарную машину. Переходя дорогу" опустите воротник и капюшон - это увеличит обзор и позволит вовремя заметить опасность. В нынешних рано наступающих сумерках добрую службу сослужит яркая одежда - это позволит водителю своевременно притормозить. Для детей тоже следует приобретать более яркую одежду и лучше всего ту, которая имеет светоотражающие полоски или какие-нибудь другие элементы.

При переходе улицы в месте, обозначенном знаком или "зеброй", тем более нельзя терять бдительности, хотя автомобили обязаны в этих местах притормаживать и даже останавливаться для пропуска пешеходов. Но у нас все не так. Нередко водитель даже поддает газу и давит на клаксон, проявляя к стоящим на тротуаре людям явное пренебрежение. Таким давать спуску не следует. Тут тоже пешеходам следует объединять свои усилия для защиты своих прав. Чем больше будет таких обоснованных жалоб в ГИБДД, тем скорее у водителей воспитается соответствующее чувство уважения. Как рассказал командир батальона ДПС Дмитрий Пискарев, одно время было много жалоб от граждан на поведение водителей в районе переходов на Ленинградской заставе и у военного госпиталя на Санкт-Петербургском шоссе. Там был выставлен временный пост ГИБДД, и постепенно поток жалоб практически иссяк. Вот вам и конкретный пример пользы жалоб по телефону.

ТЬМА ЕГИПЕТСКАЯ

Про то, что на большинстве тверских улиц по ночам темно хоть глаз выколи, известно многим. Тьма на дорогах основательно способствует и дорожно-транспортным происшествиям. Правда, этот фактор рассматривается в ГИБДД скорее как сопутствующий. На освещенность дорог существуют госстандарты. Им, по мнению майора Селиванова, в Твери соответствуют лишь Советская улица и проспект Калинина (! ?). На остальных же улицах, если там вообще горит свет, уличные светильники оснащены лампами лишь на 40 - 45%. Причина этого, по мнению председателя КСП ТГД Игоря Смирнова, в неурегулированности расчетов за электроэнергию, расходуемую на уличное освещение. Никак не найдут общего языка энергосбыт, администрация города и управляющие компании, обслуживающие придомовые территории.

А от этого сильно страдают люди. Майор Дмитрий Пискарев рассказал о случае наезда на пешехода на перекрестке набережной А. Никитина и улицы Благоева, произошедшем в ночь с 15 на 16 октября. Пешеход погиб под колесами. Основной причиной этого трагического случая, считает Дмитрий Пискарев, стала именно плохая освещенность дороги. При езде же в ночное время с фарами, работающими в режиме "ближний свет", можно вообще не увидеть перебегающего дорогу пешехода или увидеть, когда будет уже поздно. Дело в том, что взгляд водителя фиксируется на освещенном участке дороги. Положение усугубляется в момент разъезда встречных автомобилей.

Один из читателей "ВТ" поднял проблему плохой регулировки автомобильных фар. Он полагает, что из-за этого водители слишком часто ослепляют друг друга и создают опасные ситуации. Выход он видит в том, чтобы ГИБДД обратило на это внимание и проводило регулярные мероприятия типа операций "Пешеход", "Скорость" и тому подобные. Руководство ГИБДД тоже видит эту проблему и настоятельно рекомендует владельцам автомобилей периодически проверять регулировку света фар, не дожидаясь проведения ежегодного техосмотра. В соответствии с ПДД именно владелец транспортного средства обязан следить за его техническим состоянием. Качественную регулировку фар, считают они, возможно производить лишь на станциях техобслуживания.

ЯМЩИК, НЕ ГОНИ...

Нарушителей скоростного режима сейчас предостаточно. Считается, что в большинстве своем это молодые люди, севшие за руль мощного автомобиля и не имеющие достаточного опыта. Но не только. Майор Дмитрий Пискарев рассказал историю, как он лично наблюдал несущуюся на всех парах "Волгу" ГАЗ-21, за рулем которой сидел дед лет 70 - 75 и который, завидя пешеходов, давил на сигнал. Догнав нарушителя, майор остановил его и объяснил суть нарушения. Дед долго ничего не понимал, а осознав нависшую над ним опасность, запросил пощады. Подобных лихачей инспекторы ГИБДД штрафуют до полутора сотен в день. Для тех, кто нарушает скоростной режим неумышленно или по неосторожности, как полагает майор Пискарев, достаточно предупреждения.

А пока превышение скорости на дорогах превратилось в систему. Для более серьезных мер воздействия на любителей полихачить нужна серьезная доказательная база, одного лишь сообщения об этом факте недостаточно. И поэтому нет желаемого эффекта. Руководство ГИБДД видит решение проблемы в ужесточении мер, предусмотренных Административным кодексом. Ведь стало же меньше пьяных водителей за рулем, когда для этой категории нарушителей вообще отменили штрафы. У них на год-другой стали отбирать права.

Технически невозможно определить, сколько нетрезвых водителей нарушают скоростной режим. Пьяный водитель представляет для окружающих двойную и даже тройную опасность. Поэтому тут очень важна помощь населения по выявлению потенциальных преступников за рулем. В этом случае достаточно телефонного сообщения, чтобы ориентировать инспекторов и предупредить трагедию на дороге. И это постепенно становится практикой. Уже выявлен ряд нетрезвых водителей маршрутных такси. Теперь в дежурную часть ежедневно приходит от граждан по два-три таких сообщения.

ПАРКОВКИ

Большую проблему для города создают неправильно припаркованные автомобили. Многие знакомы с тем, что творится на узкой Новоторжской улице на участке от Трехсвятской до Советской площади. Там автомобили паркуются по обе стороны, и получается так, что двум автомашинам не разъехаться. То и дело возникают заторы, когда машины вынуждены пропустить движущийся во встречном направлении транспорт. В ГИБДД об этой проблеме знают. Более того, внесены предложения в администрацию города по организации парковок. Сегодня предпринимателям необходимо создавать парковки для автомобилей посетителей своих офисов и магазинов, обустроить тротуар, согласовав все это с ГИБДД, и выставить соответствующие знаки. Установка запрещающих дорожных знаков не решит проблему организации движения.

Аналогичная проблема и с улицей Трехсвятской. Это она только называется пешеходной. На самом деле постановление об этом глава города Олег Лебедев издал лишь недавно. УГИБДД и ООО "Стройинвестпроект-Тверь" разработали и утвердили схему организации движения Сегодня уже установлено восемь дорожных знаков. Но проблема с парковкой машин от этого не разрешится. Многие могли наблюдать, как на выезде с Новоторжской на Трехсвятскую порой скапливается столько припаркованных машин, что они перегораживают до половины Новоторжской и даже занимают место у троллейбусной остановки, что возле известной рюмочной "Лондон". Тут одними жалобами населения не отделаешься. Сейчас сотрудники ГИБДД составляют протоколы о нарушении. Но, судя по ситуации, этого, увы, недостаточно. Тут надо бы власть употребить...

Безопасность на дорогах, теперь это уже многие понимают, зависит не от одних только милиционеров. Тут нужен целый комплекс мер воздействия. Нужно понимание граждан, что от них тоже многое зависит. Вот телефоны районных отделений ГИБДД, куда можно сообщать о ситуации на дорогах и заявлять жалобы: Заволжский район - 31-08-06; Московский район - 36-42-41; Пролетарский район - 42-13-75 и Центральный район - 32-18-27. Можно звонить и в дежурную часть областного управления ГИБДД. 36-04-00, 36-59-00. Если граждане заметили, что инспектор не исполняет или плохо исполняет свои обязанности, звоните по телефону доверия УВД Тверской области: 36-28-54.

Многое зависит и от властей. Еще в 1999 году президент России подписал указ, согласно которому для обеспечения безопасности на дорогах численность сотрудников ГИБДД должна быть увеличена в 3, 5 раза. Но, увы, до сих пор этот указ не исполнен. Кстати, если численность сотрудников Тверского отдельного батальона ДПС привести в соответствие с этим указом, то описанные выше проблемы могли бы быть разрешены намного скорее, чем сейчас. А пока имеющийся личный состав успевает лишь управляться с текущими проблемами: это в среднем 15 ДТП в сутки плюс 12-часовов рабочий день и прочие "прелести". А что будет, когда, как это было 8 октября, в городе произойдет сразу 54 дорожных происшествия?