Перейти к основному содержанию

Главная      ОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

ОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Вот он, наш герой. Толстый, красномордый, сама уверенность. Не торопясь идет, помахивает полосатой палочкой. Восславим его!

Чрезвычайно банальная тема для застольной беседы.

Англичане, говорят, всякую беседу сводят к погоде; наша же просвещенная публика, напившись и наевшись, принимается заново мыть кости инспекторов дорожно-патрульной службы, В этих беседах гаишник предстает тупым, безжалостным, трусливым и жадным человеком, у него нет ничего святого.

Взять хотя бы отвратительную историю, как один молодой мужчина (я) без прав ехал, везя беременную жену, тещу, сестру тещи и двоюродную сестру жены, все были в шубах и меховых шапках. Дело было зимой, в холод, в Подмосковье.

И его остановил молодой, но уже красномордый и начинающий полнеть лейтенант из Балашихи, и высадил всех женщин, и не слушал никаких аргументов, а все требовал и требовал права. А когда на отчаянный зов тещи прибежал с правами тесть Василий Михалыч (жил неподалеку), то не дал управлять автомобилем и ему, да еще отказался брать какую бы то ни было взятку, а с упорством требовал отогнать машину на штрафную стоянку. И ведь пришлось же отогнать.

И беременная женщина, и еще три небеременные женщины километр шли в шубах по обочине подмосковной дороги! А молодой мужчина (я) принужден был добираться до домашнего тепла на автобусе от штрафной стоянки!

А выяснилось-то что! "Крышей" штрафной стоянки были серьезные погонистые мужики из Балашихи, и пребывание машины там обошлось молодому мужчине (мне) в три максимально вообразимые взятки за езду без прав.

И это еще не говоря о тех взятках, которые я уплатил, гоня машину обратно в Москву (прав-то по-прежнему не было): ребята со штрафной стоянки предупредили, и на каждом милицейском посту меня встречали как родного.

Одного, впрочем, инспекторы добились: пришлось завести себе права.

Уверен, что у всякого просвещенного читателя сейчас же в голове зароились куда более увлекательные истории про гаишников. Уверен также, что ни у кого не возник логичный, казалось бы, вопрос: что б мы без него делали, без инспектора, о чем говорили бы, над кем смеялись? Куда сливали бы плохое настроение и от чего подзаряжались бы пусть злой, но все-таки мощной силой?

Я давно уже думаю, что компания, где зашла речь о гаишниках, должна признаться в своей убогости и зажатости и в неспособности к самостоятельному мышлению. Фактически в паразитировании на талантах и остроумии инспекторов.

Вот и опять я про гаишников.

Единственный подлинно народный орган

А между тем нет другого такого института российской власти, с которым бы граждане контактировали так часто и так тесно. Даже в сберкассе автолюбитель бывает реже, чем, так сказать, "на приеме" у гаишника.

И как все демократически устроено! Никаких тебе очередей, все предельно открыто и доступно. Сам останавливает, сам устанавливает причину, сам рассказывает, сам разбирает возникшие возражения, сам называет и размер наказания.

Вот, например, однажды заспорили мы по трактовке правил дорожного движения с матерым инспекторищем (пунцовым и величиной с 200-литровую бочку). Остановил-то он меня просто так, от скуки - объяснил, что машина, подобная моей, только что угнана, вот ему по рации сообщили. А после проверки документов речь зашла у нас о популярном ныне в России обязательном страховании автогражданской ответственности. Проблема состояла в том, что за рулем автомобиля находился человек (я), который не был внесен в страховой полис.

Инспекторище утверждал, что я не имею права водить эту машину. Я в ответ говорил, что поскольку хозяин машины вот он тут же рядом сидит, хотя и совершенно пьяный, и доверяет мне, то я и могу, пожалуйста, вести эту, значит, машину. А сложности у меня могут возникнуть только в том случае, если я попаду в аварию, и то не со стороны автоинспекции, а со стороны страховой компании, которая не признает аварию страховым случаем и платить ничего не станет.

Инспекторище признавал правоту моего рассуждения, но сослался на другое место в запутанном российском законодательстве, где будто бы говорится, что за руль нельзя садиться, если не внесен в страховку. Решение этой законодательной коллизии стоило мне всего-то 100 рублей.

Должен сказать, что редко кто из представителей власти так прекрасно разбирается в законодательстве по своей части, как инспекторы дорожно-патрульной службы. Правила дорожного движения большинство из них знают наизусть, а самые выдающиеся представители ГИБДД целыми главами цитируют Гражданский кодекс.

Если внимательно их слушать и, как говорится, наматывать на ус, то можно здорово минимизировать расходы на взятки. Вот, к примеру, выезд на встречную полосу обычно стоит рублей 500, в то время как пересечение двойной сплошной - 50, ну максимум 100. Хотя физически эти нарушения выглядят совершенно одинаково.

Правда, увы, новые, или смутные, времена сказались даже на этом бастионе мозговой крепости: некоторые нынешние московские гаишники для того, чтобы процитировать статью, по которой следует рассматривать очередного взяткодателя, лезут в брошюрку!

Когда я указал одному такому прорехе на честном гаишном мундире, что-де недопустимо, чтобы настоящий инспектор не знал ПДД, он потупился и ответил, что меняются они часто, правила, не уследишь иногда. А водители стали дошлые, знают, понимаете, свои права.

Главная задача. Версия I: уважение

Он привлек меня своей особостью. Своим слишком орлиным видом. Своей березовой стройностью. Своим чистым, молодцеватым лицом. И он почувствовал мое внимание, мою почти физическую тягу к нему. И он остановил меня. И сказал странные слова:

- Вы, должно быть, удивлены тем, что я попросил вас остановиться, хотя здесь и не оборудован стационарный пост дорожно-патрульной службы.

- Удивлен, - признался я.

- Кирилл Евгеньевич, я не увидел на вашем лобовом стекле талона технического осмотра. Я уверен, что он есть у вас, но просто для моего спокойствия - покажете?

- Да, пожалуйста. Вот он. Но тогда и вы удовлетворите мое любопытство: в чем вы видите роль и предназначение инспектора дорожно-патрульной службы? Не официальную точку зрения, ее я и так знаю, а вашу, вашу собственную?

- Я так вам отвечу: в том, чтобы не было хамства. Понимаете? Потому что все эти проверки... как бы вам сказать? Ведь у террористов всегда все документы в порядке. Это вы не вешаете талон техосмотра, а они всегда повесят. И с грузовиками это еще дело.Они ведь так спрячут - внешним осмотром никогда не заметишь. Поэтому я и говорю: главное - это поведение. Чтоб без хамства! Понимаете?

- Как не понять, - думал я, отъезжая.

Я давно подозревал, что в своей повседневной тяжелой работе инспекторы руководствуются отнюдь не буквой и даже не духом закона, хотя и знают его назубок. Им важны простые человеческие чувства. Они должны чувствовать к себе уважение или даже почтение. За этим они и выбрали себе эту профессию. Дело не в деньгах.

Именно поэтому, когда я еду по разделительной полосе Кутузовского проспекта и сворачиваю с нее метров за триста от гаишника - будто в испуге, резко, будто я не езжу так каждый день, будто я впервые увидел милицейскую машину, - то гаишник как бы и не замечает моего нарушения, поскольку видит мое почтение и даже боязнь.

И наоборот: если я сворачиваю в непосредственной близости от него, да еще пытаюсь улизнуть в какой-нибудь дальний правый ряд - тут он, конечно, перекроет движение и выковыряет меня из потока, как бы я ни прятался.

Потому что на дороге, как теперь стало ясно, прежде всего нельзя хамить.

Главная задача. Версия 2: искренность

А этот возник из ниоткуда. Просто вдруг в ночном тумане появилась и замигала полосатая палочка.

И я, конечно, затормозил, хотя мог бы этого и не делать. Но человек перед гаишником, как собака Павлова, безропотен и послушно демонстрирует условные рефлексы.

Опять, конечно, начались Кириллы Евгеньевичи, талон техосмотра и страховой полис; все время нашего разговора этот солидный уже, довольно-таки краснорожий и полный инспектор старательно принюхивался к моему выдоху; потом я показал ему аптечку; потом - два огнетушителя и два знака аварийной остановки (у меня случайно их по два).

Наконец он - в лучших традициях профессии - сказал мне:

- Т-а-а-к, а вы же не были пристегнуты!

- А-а-а-а, - страшным, как мне показалось, голосом, сказал я. - А это вам...

- Показалось? - инспектор уже был готов запылать от негодования.

- Нет, почему же. Это вам предстоит доказать. Я, может, и в самом деле пристегнут не был, но - ваше слово против моего.

Этот ответ привел его в чрезвычайно прекрасное расположение духа. Если можно представить себе довольного жизнью гаишника, то это был именно он:

- А-а, вот это я люблю! Евгеньич, мог бы мне и наврать, сказать, что ехал пристегнутый! А я ненавижу, когда врут!

- То есть вы хотите сказать, что?

- Ни хера я не хочу сказать. Не надо врать! Ты если честно скажешь, что нарушил, я тебя, может, вообще отпущу, понимаешь? Ты только не ври мне! Евгеньич, главное - не ври!

- Ага, - понял я. - Этот инспектор охраняет общество. Чтоб мы жили не по лжи.

Главная задача. Версия 3: поддержание формы

Засада - любимое дело гаишника. Как страшный хищник рысь, он залегает в незаметном месте и внезапно нападает, стараясь нанести жертве максимальные ранения.

Это не я придумал такое сравнение, а очередной герой, подловивший меня на езде в ночное время с габаритами (а не с ближним светом, как того требуют правила).

Мы понравились друг другу: он был толст беспредельно, как мельничный жернов, а лицом напоминал узбекский помидор сорта "бычье сердце". И хотя доверенность моя на управление автомобилем была просрочена, он не стал меня обдирать, как поступила бы настоящая рысь, а просто прочел нравоучение.

- Понимаешь, Кирилл Евгеньич, кроме денег, я могу вас наказать еще и морально. Порицать тебя. Ну чтобы тебе неприятно было. Так-то ты чего? Отдал деньги - и пошел. А так - я тебя стыжу, я в тебе вижу человека. Вам ж это не понравится?

- То есть в чем же вы видите свою главную задачу на посту?

- Я тебе отвечу пословицей, русской пословицей: "На то и щука в озере, чтобы карась не жирел".

"Не дремал", - хотел было поправить его я, но тут же осекся, со "спасибо" забрал документы и сел плакать в машину.

Ведь он не оговорился. Он именно так и считает. Он Робин Гуд, народная налоговая служба, которая помогает перераспределять несправедливо накопленные доходы.

Заключение

Это была, наверное, самая четкая в моей жизни встреча с инспектором. Он поймал меня на пушку радара, я признал себя виновным, он тогда сказал:

- Ваши предложения?

- Сто рублей!

- Желание клиента - закон.