ОХОТНИКИ ЗА ЖИЗНЯМИ
Они подстерегают горожан ежедневно и ежечасно, ибо нет никакого спасения от наводнивших город автолихачей
Не дай вам Бог быть свидетелем дорожного происшествия. Зрелище это тягостное, оставляющее тяжелый осадок на долгое время. Выходя из дома, никто не знает, что ждет его на таящей опасность улице. Еще страшнее, когда думаешь о ребенке, которому, идя в школу, надо пересекать проезжую часть. Вот почему учащегося начальной школы надо сопровождать всегда. Не делают этого только совсем безразличные к собственным детям родители.
В ПРОШЛОМ году немецкий страховой концерн Allianz AG и российская страховая компания РОСНО организовали приезд в Россию Ральфа Шумахера - человека, "не умеющего ездить медленно". Визит неоднократного победителя гонок "Формулы-1" имел целью привлечь внимание общественности к проблемам безопасности движения на дорогах и дать понять, что полис обязательного автострахования является лишь минимальной и необходимой мерой защиты. Будучи в Москве, Шумахер убедился, что в России многие не прочь поездить очень быстро. И когда знаменитого автогонщика попросили поделиться советами по обычному, а отнюдь не экстремальному вождению, он ответил, что тоже любит скорость. Но это его работа.
И такова скорость на автотреке. На обычных дорогах она недопустима, потому что тем самым создается угроза для окружающих.
Узнав, что в предыдущем году на дорогах нашей страны погибло и ранено в автокатастрофах более 315 тысяч человек, Ральф ужаснулся: "Да ведь это же население крупного европейского города!" Получается, что превзойдены даже теракты, которые, начиная с 1995 года, унесли жизни около полутора тысяч человек.
Пусть это покажется кому-то странным, но во время гонок Ральф Шумахер чувствует себя более защищенным. Поведение его коллег в большинстве случаев предсказуемо. Движение же по трассе, считает автогонщик, всегда таит опасность, предвидеть которую невозможно.
Страшная ситуация сложилась в Магнитке. Хотя городская автоинспекция делает многое. Значительно улучшают ситуацию разметки на проезжей части. Пусть не очень надежно, но все-таки защищают людей ограждения у трамвайных остановок. Спасают пешеходов и "лежачие полицейские" -там, где нет светофоров, без них обойтись просто невозможно. Дети не так терпеливы, как взрослые. Они не будут пережидать бесконечный поток автомашин, а ринутся прямо под колеса. Привычной стала картина, когда у перехода стоит большая толпа людей, а водители мчатся, не обращая на них никакого внимания. Если даже кто-то и остановится, то где гарантия, что вас не собьет следующий!
Подавляющая часть сидящих за рулем игнорируют какие бы то ни было правила. Заимев "крутой" автомобиль, иные юнцы не приобрели главного - культуры поведения на дороге. Они любят вылетать из-за угла на большой скорости или идти на обгон у лишенных ограждения трамвайных остановок. Им ничего не стоит сесть за руль "под градусом".
Наиболее распространенное нарушение -движение на красный свет. В качестве конкретного примера можно привести переход у городского Центра развития творчества детей и молодежи, что по проспекту Ленина, 59. Зеленый свет для пешеходов горит здесь недолго, поэтому широкую магистраль надо пересекать бегом, иначе времени просто не хватит. Но и эти секунды отнимают автомобили, не сразу освобождающие путь. Некоторые родители, случалось, выхватывали своих детей чуть ли не из-под колес, и непонятно, почему этот беспредел до сих пор не прекращен.
Да, проблемы ГИБДД общеизвестны. Службе не хватает личного состава, а порой и просто добросовестных инспекторов. Начальник городской автоинспекции А.Б. Ве-селов сетует на плохое качество подготовки водителей. Поговаривают, что права сегодня можно приобрести в одночасье - были бы деньги. Экзамены по теории и контрольные проверки практических навыков не являются пока уделом всех начинающих. Помимо этого нуждаются в расширении многие участки дорог, что в настоящее время уже начинает осуществляться.
В комплексной программе, о которой рассказал мне Андрей Борисович, учтено многое. Предусмотрены, в частности, реконструкция старых светофоров и установка новых. Система "Зеленая волна" даст возможность водителю, следующему от железнодорожного вокзала со скоростью 60 километров в час, доехать до южной окраины города без единой остановки. Выдерживая такой режим, автомобиль всегда будет ехать на зеленый свет, что сэкономит времени больше, нежели движение на большой скорости. Не будет лишней и система видеонаблюдения, точно фиксирующая все нарушения.
Народ, по словам А.Б. Веселова, пока не готов к мягким мерам воздействия. Нарушают ПДД все: и водители, и пешеходы. Но первые - все-таки больше, а при ДТП в худшем положении оказывается пешеход. И даже если он не прав, это вовсе не значит, что его надо наказывать лишением жизни. Вместе с тем положенная для города скорость всегда поможет вовремя принять нужное решение и предотвратить трагедию.
* * *
КСТАТИ
НАРУШИТЕЛЕЙ ОСТАНОВИЛА СМЕРТЬ
НЕОБЫЧНАЯ акция проходила на днях в Челябинске. Прохожих, перебегавших проезжую часть в неположенном месте, встречала сама Смерть, а если точнее - актер в соответствующем костюме.
Правда, Смерть сопровождали и более жизнеутверждающие персонажи - девушки и парни в белых халатах, изображавшие врачей. Всем нарушителям они вручали "билеты на тот свет", где значились следующие надписи; "Спешишь? На троллейбус или на тот свет?", "Ты слепой или дальтоник?"
Акцию организовало движение "Глупые люди". Его активисты уверены, что только шокирующими действиями можно преодолеть людскую инертность. Например, с некоторых прохожих активисты движения даже снимали мерку, прямо объясняя, что для гроба.
* * *
За 8 месяцев 2004 года в Магнитогорске зарегистрировано 3613 ДТП, из них 461 - с пострадавшими. 35 человек погибли, 72 получили ранения, в том числе по собственной неосторожности - 35.
60% ДТП с пострадавшими (276) зарегистрировано по вине водителей автотранспорта. Основные причины этих ДТП - нарушение правил проезда пешеходных переходов, несоблюдение очередности проезда, несоблюдение скорости движения и дистанции. 182 ДТП с пострадавшими зарегистрировано по вине пешеходов. Основная причина - переход проезжей части дороги в неустановленном для перехода месте, переход проезжей части на запрещающий сигнал светофора, передвижение по проезжей части.
Самый аварийный день по итогам восьми месяцев - вторник.
Самое аварийное время: дневное время суток, промежуток с 9.00 до 21.00. Больше всего ДТП с пострадавшими зарегистрировано с 13.00 до 17.00.