Перейти к основному содержанию

Главная      Большой и тяжелый? Плати!

Большой и тяжелый? Плати!

Депутатское летнее затишье позади, в комиссиях вовсю идет работа. Народные избранники рассматривают результаты усилий исполнительной власти, а также ее подразделений и организаций. Общий смысл представленных на рассмотрение проектов можно вывести как некую формулу выживания: "Экономия, экономия и еще раз - экономия!".

В частности, на последнем заседании самой, пожалуй, многочисленной комиссии по образованию, культуре, делам молодежи, спорту и СМИ был представлен уже завернутый в свое время из-за недоработок проект местного нормативного документа под названием "О компенсации ущерба, наносимого тяжеловесными и крупногабаритными автотранспортными средствами при проезде по муниципальным автомобильным дорогам". Краткая история этого, пока еще гипотетического, документа. В 2003 году Министерством транспорта РФ была разработана и утверждена Комплексная транспортная стратегия, в которой особо подчеркивалось, что ответственность за дорожную инфраструктуру должна быть четко разграничена между федеральным центром, регионами и муниципалитетами. То есть проблема содержания муниципальных дорог отныне становится задачей муниципалитета, и никого более.

По данным транспортной инспекции, за 2003 год через Выборгское МО проследовало 449492 грузовых транспортных средства - по грузовику в минуту! Из них 56065 большегрузов с массой 38 тонн и более! Помимо этого, множество перевозчиков работает с предприятиями, расположенными на территории самого МО, доставляя необходимые грузы и перевозя продукцию. Грузовой транспортный поток в нашем районе весьма насыщен - вряд ли кто станет оспаривать сей факт. А в условиях Выборга, с его традиционно узкой (в обоих смыслах) проезжей частью, любой монстр на колесах - головная боль не только для остальных участников движения, но и критическая нагрузка на дорожное покрытие.Как пояснил один из разработчиков проекта, начальник юридического отдела МУ "Служба заказчика" Валерий Батищев, имеющаяся в настоящее время нормативная база позволяет принять решение о введении в МО ВРЛО платы за компенсацию ущерба. По проекту положения плательщиками компенсации являются владельцы или пользователи автомобильного транспорта, в том числе и иностранные, перевозящие тяжеловесные или крупногабаритные грузы по муниципальным автомобильным дорогам. В положении предусмотрено, что для тех организаций, которые действуют в интересах муниципального образования и выполняют муниципальный заказ, данная плата взиматься не будет. Все средства, которые поступят на специальный целевой счет, будут направлены на ремонт дорожной инфраструктуры. Причем планируется первоначально обкатать проект в Выборге с тем, чтобы впоследствии распространить опыт на весь район.

Что же такое муниципальные дороги? По сути, это улицы и сквозные магистрали в городской или поселковой черте. Транспортные нитки, связывающие населенные пункты, а также знаменитая "Скандинавия" - все это находится под патронажем области или Российской Федерации. В проекте положения указывается, что плата за одну поездку в одну сторону одного транспортного средства, подпадающего под категорию "не стандарт" по габаритам или массе, колеблется от трех до пяти МРОТ.

Пока не существовало объездной дороги вокруг Выборга, мы были заложниками интересов государства и бизнеса. Сейчас, когда у перевозчиков появился выбор, мы можем позволить себе поберечь наше общее достояние, ежегодно влетающее нам в копеечку! Содержание и ремонт дорог - дорогое удовольствие. Поэтому вопрос на сегодняшний день стоит так: если хочешь продефилировать на груженой фуре по узким улочкам Выборга - плати, чтобы мы потом могли направить эти средства на восстановление наших дорог. Если не согласен - езжай в объезд. Тем более что при подъезде к городу уже установлены знаки, ограничивающие беспрепятственное проникновение в город тяжелой техники.

Теперь вопрос: куда платить? В "Службу заказчика". Предполагается, что солидные и добросовестные фирмы-перевозчики заранее побеспокоятся об оплате проезда своего транспорта. То есть предъявил документ об оплате, получил разрешение - и езжай себе спокойненько. А если остановят доблестные сотрудники ГИБДД, то вот вам, добры молодцы, индульгенция на въезд. Если же кто-то, не дай бог, проехал, невзирая на запрещающий знак, то он уже попадает в категорию нарушителей правил дорожного движения. За неоднократные нарушения фирма или владелец транспортного средства может попасть в "черный список", и им впоследствии вообще откажут в получении разрешения на проезд.

Цель введения этого нормативного акта - отнюдь не сбор средств (какие уж там доходы, если на этот год заключено договоров всего лишь на 80 тысяч рублей), а установление щадящего режима для городских улиц. Уже несколько раз проводились совместные с гаишниками рейды по выявлению тяжеловесного грузопотока. Отсутствие нормативной базы по МО тормозит применение карательных мер по отношению к транзитникам.

Как пояснил Батищев, пока не стоит вопрос об организации специальной службы, держащей городскую границу "на замке". Но это - пока. Если положение в ближайшее время будет одобрено депутатским корпусом, то ситуацию можно будет отслеживать, что называется, на вполне законных основаниях. И вот тогда, если потребуется, возможно, придется задуматься о создании специальной контрольно-пропускной службы и ее содержании на средства местного бюджета.

Пока депутаты прохладно (если не сказать - скептически) отнеслись не столько к самой идее, сколько к реальному механизму ее воплощения. Возникает слишком много вопросов. Например, кто будет контролировать расходование поступающих средств? Недоверие к службе ГИБДД, надо честно это признать, тоже не вызывает оптимизма. И что делать, когда федеральные и региональные дороги становятся "на просушку", - стоит ли овчинка выделки? И как быть в том случае, если при проезде по городам и весям Выборгского района вообще не существует альтернативных дорог? Не нарушим ли мы в данном случае права конкретных граждан и организаций?

Одним словом, еще остается слишком много вопросов. Проект требует дальнейшей, более скрупулезной проработки. Но, похоже, что рано или поздно лафа для "убийц асфальта" закончится и за ущерб придется платить.