Перейти к основному содержанию

Главная      НАЧАЛЬНИК УГИБДД МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ СЕРГЕЙ СЕРГЕЕВ "НЕ ВОДИТЕЛЯМ РАЗРЕШАТ ВЫПИТЬ ЗА РУЛЕМ, А МЕДИКАМ ОБЛЕГЧАТ РАБОТУ"

НАЧАЛЬНИК УГИБДД МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ СЕРГЕЙ СЕРГЕЕВ "НЕ ВОДИТЕЛЯМ РАЗРЕШАТ ВЫПИТЬ ЗА РУЛЕМ, А МЕДИКАМ ОБЛЕГЧАТ РАБОТУ"

Приближается лето и дачный сезон. Тысячи людей, на зиму пересевшие на троллейбусы, открывают гаражи и снова готовятся стать водителями. Десятки тысяч машин двинутся на дачи и просто на природу. Какой будет ситуация на дорогах? Как приспособиться к изменениям в штрафах? Какие новшества ждут нас после 1 июля? Об этом и многом другом журналисты "Известий" поговорили с начальником Управления ГИБДД ГУВД по Московской области Сергеем Сергеевым, который на днях стал гостем редакции.

"Ну как попасть на место ДТП, если не по "встречке"

ВОПРОС: Сергей Алексеевич, простите, что начну с щекотливого вопроса. Каждый день вижу, как машины с включенными маячками летят по "встречке". Они имеют на это право?

ОТВЕТ: Почему щекотливый? В ПДД ясно сказано, что водители таких транспортных средств при выполнении неотложного служебного задания могут отступать от требований правил. При условии, разумеется, обеспечения безопасности дорожного движения. Но здесь важны как профессионализм сотрудников Госавтоинспекции, так и понимание другими водителями элементарной вещи: если автомобиль ГИБДД "нарушает", то по необходимости. С профессионализмом наших сотрудников все в порядке, но многие из них сегодня с опаской выезжают на встречную полосу движения. Причина не только в факторе ответственности, но и общественном резонансе: к нам постоянно поступают жалобы на автомобили-нарушители, часто - с фотографиями. Нам приходится дергать людей, проводить проверки, была ли необходимость в выезде на "встречку". В подавляющем большинстве случаев ответ однозначный-да! Представьте, что произошло ДТП, образовалась огромная пробка, и чем скорее инспектор попадет на место происшествия, тем скорее будет восстановлено нормальное движение. Уже не говорю о необходимости оказания первой помощи пострадавшим. Замечу, кстати, что использование встречной полосы при выполнении срочного служебного задания практикуется во всем мире. в: А вы?..

о: Поймите, выезжая на встречную полосу, наш сотрудник подвержен определенному риску. И не только потому, что сам может стать жертвой ДТП. Когда есть служебная необходимость моего присутствия на дорожно-транспортном происшествии, а время не терпит, то водителю приходится выезжать на полосу встречного движения.

"Многие водители за всю жизнь не сталкиваются с ГАИ" в: До сих пор для всех водителей главная тема-ужесточение штрафов и грядущие летом изменения. Большинство понимает, что эти меры спасают жизни. А как на ваш взгляд-требуемый результат достигнут? о: Судите сами: пять-семь лет назад у нас в области каждое четвертое происшествие случалось по вине нетрезвого водителя. После ужесточения ответственности за управление транспортными средствами в состоянии алкогольного опьянения ситуация стала меняться кардинально, и сегодня только три процента ДТП происходят из-за пьяных "рулевых". Количество погибших по их вине только в этом году по сравнению с аналогичным периодом прошлого года сократилось на 170 человек! в: То есть эти жизни мы сохранили только благодаря новым штрафам? о: Отрицать положительные результаты ужесточения ответственности за нарушения ПДД было бы по меньшей мере наивно. И я не скрываю, что являюсь сторонником еще большего ужесточения административной ответственности в сфере дорожного движения. В первую очередь-за систематическое нарушение правил. Таких людей надо убирать с дороги, потому что они опасны как для окружающих, так и для себя. в: Вы имеете в виду талоны предупреждения, баллы? о: А почему бы нет? В том или ином виде "балльная система" прекрасно существует во многих странах, которые мы привычно относим к "цивилизованным". Она, например, возвращена в Латвии. Теперь там водители больше всего переживают не за то, что надо штраф платить, а за "балл". Кстати, вы знаете, что многие водители за всю свою жизнь не сталкиваются с ГАИ по поводу нарушений? Взять, например, Минское шоссе. Ежесуточно по нему проходит около 110 тысяч транспортных средств, пресекается же правонарушений порядка 200. Вывод простой - не нарушай, и никакие штрафы тебе не страшны. в: Недавно первый вице-премьер Сергей Иванов заявил, что будет увеличение ассигнований на строительство дорог. Чуть ли не 4, 8 процента от ВВП. Больше, чем на армию...

о: И это правильно, хоть одну нашу традиционную беду решим. И ужесточение "санкций" по отношению к водителям необходимо увязывать с развитием дорожной сети. Пропускная способность многих наших дорог, в том числе и федеральных трасс, исчерпана, огромные пробки провоцируют часть водителей поступаться правилами, и на это нельзя закрывать глаза.

Страна огромная, и всю ее поставить под контроль невозможно в: С 1 июля вводится видеофиксация нарушений. Видеокамеры будут отслеживать ситуацию на дороге, определять номер нарушителя, которому потом на дом пришлют штрафную квитанцию. Область готова к этому технически? о: Да, но внедрение и отлаживание системы видеофиксации займет от трех до пяти лет. Области нужно около 500 видеоустановок различной модификации. Сегодня в ряде городов видеонаблюдение уже осуществляется, правда, на отдельных участках. в: Вы установите видеосистему. Но что будет с теми, кто продал свои машины по доверенности. Квитанции ведь придут именно к ним, а не к водителям-нарушителям? о: Те, кто доверил, и будут отвечать. И это, на мой взгляд, справедливо. Гражданский кодекс России не предусматривает, что можно по доверенности осуществлять куплю-продажу автомашин. А раз вы доверяете, значит, должны быть уверены в "доверенном лице", а если не уверены, то зачем доверять? Поэтому очень настоятельно советую вашим читателям: если вы хотите продать машину, делайте это законным образом, через договор купли-продажи. в: Но как быть тем, кто уже продал машину по доверенности? о: В установленном законодательством порядке доверенность всегда можно аннулировать и сведения об этом предоставить в ГИБДД. Если действие доверенности закончилось, а автомобиль растворился на российских просторах, можно снять его с учета в связи с утилизацией. Уверен, что практика "продажи" транспортных средств по доверенности со временем просто вымрет. в: А как вы относитесь к неписаным дорожным правилам, которые сейчас уже писаны и даже в виде листовочек лежат на заправках? Вроде такого: помигал два раза - и встречный знает, что ГАИ впереди. о: Какие это "правила"... Опять же обращаюсь к здравому смыслу: ладно, предупредили вы лихача, что впереди "засада" ГИБДД, скорость он сбросит и паинькой проедет мимо наших сотрудников. Завтра же он вылетит на встречку и протаранит ваш же автомобиль. Да, помнится, прошла информация о каких-то знаках, которые сотрудники ГИБДД якобы ставят в водительские удостоверения грубиянам и нарушителям. Вроде как прокалывают иглой на фото ухо или нос. Проверили на всякий случай, как и ожидалось, ничего не обнаружили. Но специальную графу в протоколе ввели, чтобы водительские удостоверения сами владельцы не портили: некоторые водители стали на своих фотографиях знаки типа "суперкрутой" ставить. Откуда взяли? Да из СМИ, разумеется.

"Нетрезвому инспектору мало не покажется" в: Ужесточили наказание за пьяное вождение. Но при этом то и дело читаешь: опять в каком-нибудь российском городе пьяный милиционер въехал в остановку, сбил пешеходов... И даже если дело до трагедии не дошло, поди останови нетрезвого служивого - он корочку покажет и все. Что с этим делать? о: К сожалению, есть здесь проблема, связанная с корпоративными отношениями.

Допустим, инспектор ДПС с Рублевского шоссе остановил автомобиль, которым управляет нетрезвый инспектор с Минского шоссе. Дальше все зависит от порядочности и ответственности первого. Можно и не "оформлять", но от этого полшага до беды. Поэтому мы взяли за практику проводить специальные рейды по выявлению тех сотрудников, кто рискует сесть нетрезвым за руль. Когда такого выявляем, то мало ему не покажется: привлечем к административной ответственности и примем меры по очищению службы.

в: Еще один неприятный вопрос. Как обезопасить себя от сотрудников ГАИ, которые пытаются с учетом повысившихся штрафов, как говорится, "развести" на месте. Вот конкретный пример: человек абсолютно трезвый, а его останавливают и предлагают проехать на освидетельствование. Инспектору кажется, что он под воздействием наркотиков. Как себя вести в таком случае? о: Но это водитель знает, что он спиртное не употреблял, а инспектор, если есть признаки употребления алкоголя, должен принять меры, поэтому его требование надо выполнять, потому что оно законно. А вот если у водителя начинают откровенно деньги вымогать, сказать: дорогой товарищ, я вас предупреждаю, что сейчас обращусь к вашему руководству или в прокуратуру. И если выполнит свое обещание, то честь ему и хвала.

в: Но время-то не вернешь. А потом можно как-то воздействовать на этого инспектора? о: Да, можно написать заявление, обжаловать действия сотрудника и указать, что признаков опьянения не было. Но вы говорите так, а инспектор станет утверждать обратное. Здесь ведь надо учитывать очевидное: ни один инспектор, если видит, что явных признаков нет, не заинтересован терять с вами 2-3 часа. Случаев же, когда инспектор начинает откровенно вымогать деньги, очень мало, и от таких сотрудников мы безжалостно избавляемся. в: Что вы думаете про 0, 3 промилле алкоголя? Как относитесь к тому, что с 1 июля перед дорогой можно будет немного выпить? о: Алкоголь и водитель за рулем несовместимы. Этот показатель введен не для водителей, а для медиков. Чтобы они четче определялись с "диагнозом", есть у вас алкоголь в крови или нет. Потому что сегодня это нигде нормативно не прописано. А с 1 июля будет прописано.

"Без желания заниматься такой работой сплошная мука..." в: Что мы все о делах, о работе? Расскажите немного о себе, о своей семье... о: В свое время отслужив срочную, окончил ракетное военное училище с золотой медалью и продолжил прохождение службы в Вооруженных силах. В милицию попал волею судьбы в 1991 году. Всего добивался своим трудом. Супруга тоже дочь военного. То есть все "тяготы и лишения" понимает. Мои дочки Татьяна и Галина родились, когда еще служил в Вооруженных силах. Шесть лет жили в общежитии. Сейчас девочки учатся. Татьяна окончила Университет дружбы народов, сейчас работает и одновременно там же получает второе образование - экономическое. А Галина в том же вузе изучает французскую культуру. Они у меня достаточно самостоятельные. в: В общем, династии не будет? о: Был момент, когда старшая хотела тоже в милицию пойти. Я, честно говоря, этот порыв не поддержал. в: Почему? о: Потому что видел, что нет у нее особого стремления заниматься такой работой, а без стремления и желания делать дело уже не работа, а сплошная мука.