Перейти к основному содержанию

Главная      Противостественная монополия

Противостественная монополия

Война на дорогах стала следствием работы Комитета по транспорту?

Новые ДТП, связанные с общественным транспортом (только в минувшую среду в них погибли четыре человека), стали предметом срочного совещания в администрации. Вот только будут ли эффективны меры, предложенные чиновниками, или корень зла - в самой системе пассажирских перевозок, созданной Смольным?

Гастарбайтеры рулят

Вице-губернатор Александр Полукеев пригрозил расторгнуть договоры с крупнейшими перевозчиками - "Третий парк" и "Питер-авто" (вместе они занимают 55% рынка перевозок) и потребовал, чтобы к 2010 году на улицах Петербурга не осталось ни одной пассажирской "газели", а водители-мигранты, плохо знающие город и не соблюдающие правила дорожного движения, были отстранены от работы. В свою очередь, начальник ГУВД Владислав Пиотровский предложил ужесточить наказания для водителей маршруток, нарушающих правила дорожного движения, а водителей, по вине которых потерпевшим был нанесен вред здоровью легкой или средней тяжести, - лишать прав на срок от 1,5 до 3 лет.

Конечно, если все происходящее грамотно подать в соответствующих СМИ, без устали именовать "газели", следуя известному выражению губернатора, "ведрами с гвоздями" и показывать броские картинки с мест ДТП, то граждане сами потребуют убрать микроавтобусы с улиц и прогнать аварийных перевозчиков. Вот только проблему это не решит и с передвижением по городу лучше не станет. Скорее наоборот. Кстати, последние ДТП происходили с участием не тех перевозчиков, которыми недоволен Комитет по транспорту, а их главного конкурента - ГУП "Пассажиравтотранс"... Впрочем, обо всем по порядку.

Как обеспечить коллапс

О том, что маршрутки ездят, не всегда соблюдая правила, что за рулем у них сидят большей частью гастарбайтеры и что они нередко попадают в аварии, не пишет нынче только ленивый.

Но, во-первых, это касается не только маршруток: и большие автобусы тоже попадают в аварии, а их последствия ничуть не менее серьезны.

Во-вторых, ничто не мешает сотрудникам ГИБДД штрафовать водителей всех видов общественного транспорта за нарушения - но мне лично за многие годы поездок ни разу не приходилось такого видеть: наверное, гаишники заняты более важными делами. Между тем сегодня у них существенно увеличились возможности наказывать недисциплинированных водителей - в том числе лишением прав. Так применяйте те меры, что есть - а уже потом, если не поможет, говорите об их ужесточении.

В-третьих, не стоит думать, что все "газели" как на подбор - старая рухлядь, а остальные микроавтобусы и обычные автобусы (в том числе китайские, которые меньше типовых и сейчас используются маршрутными перевозчиками), напротив, находятся в хорошем состоянии. Есть и вполне приличные "газели", и совсем неприличные форды или фольксвагены: все зависит от срока эксплуатации и от того, как содержать машину.

В-четвертых, наивно думать, что стоит отказаться от "газелей" и вообще микроавтобусов и заменить их большими автобусами - и все станет хорошо. Все зависит от пассажиропотока: если он небольшой - правильнее пустить микроавтобусы (обычные автобусы будут или не загружены, или станут редко ходить), если большой - правильнее пустить крупногабаритные автобусы. Единого подхода ко всем маршрутам быть не может. Кстати, приказать убрать "газели" просто - а кто компенсирует предпринимателям убытки?

В-пятых, если силовым образом убрать кого-то из указанных выше перевозчиков - автоматически исчезнут обслуживаемые ими социальные маршруты (напомним, что по условиям конкурса за каждый социальный маршрут перевозчик получал право обслуживать шесть коммерческих). "Пассажиравтотранс" с дополнительной нагрузкой не справится, останется проводить новые конкурсы и ждать, пока победители закупят автобусы. Еще один виток транспортного коллапса обеспечен...

Что делать? Для того чтобы это понять, надо вспомнить, как все начиналось.

Табу на малый бизнес

В яковлевскую эпоху на городских маршрутах работало 60 конкурирующих организаций - большей частью малых предпринимателей. Они понимали, как важно иметь квалифицированных водителей и находящиеся в хорошем состоянии машины: любое ДТП с участием маршрутки (из которых каждая была на счету) означало бы для них разорение.

В матвиенковскую эпоху все изменилось: новый председатель Комитета по транспорту Александр Дацюк был назначен губернатором на должность, как говорят, с установкой на вытеснение малого бизнеса. Что и сделал: конкурс для перевозчиков исключал возможность участия в нем малых предприятий.

Город поделили на крупные лоты (объединив в них социальные и коммерческие автобусные маршруты, проходящие по одному району города). При этом претендент должен был доказать, что у него имеется достаточное количество автобусов большой, средней и малой вместимости и база для их обслуживания. Естественно, малые предприниматели, которые обслуживали один-два маршрута, эти условия выполнить не могли. Но конкурс провели, и почти шесть десятков малых предприятий лишились возможности работать на своих маршрутах. Некоторые из них при этом за предыдущие годы не получили ни одной жалобы от пассажиров и не имели ни одной аварии. А выиграли такие предприятия, как Петербургская транспортная компания (ПТК), не имевшая ни машин, ни опыта пассажирских перевозок. Зато она имела деньги и договоры на поставку автобусов...

Что получилось? После объединения в руках одних перевозчиков социальных и коммерческих маршрутов, социальный транспорт стал работать хуже. И это нетрудно объяснить.

Вот что говорит Александр Трубин - бывший главный юрисконсульт Комитета по транспорту, который в свое время отказался визировать конкурсную документацию (и за это Александр Дацюк на протяжении трех лет пытался его уволить):

- Маршрутки - естественный конкурент социальных автобусов. Если социальный автобус не пришел на остановку по расписанию, то пассажир вынужден воспользоваться коммерческим. А если у них один хозяин, то чем хуже работает социальный транспорт, тем меньше его расходы и больше его доходы. Не выпустил на линию автобус - с одной стороны, сэкономил на зарплате и на горючем, с другой стороны - обеспечил повышение доходов от своих маршруток...

Сегодня, считает Трубин, чтобы исправить положение, надо разрушить созданную Смольным "противоестественную монополию". Целенаправленно способствовать увеличению количества мелких перевозчиков. Не отдавать коммерческие маршруты и дублирующие их социальные одному перевозчику. Организовать отдельные договора на обслуживание каждого маршрута (тогда в случае некачественной работы на этом маршруте заменить перевозчика несложно). Но зато и спрашивать с перевозчиков - и за квалификацию водителей, и за состояние машин, и за соблюдение правил... А запретами делу не поможешь: монополия только усилится.

***

кстати

По сравнению с прошлым годом за первый квартал количество ДТП с участием пассажирского транспорта резко возросло - вместо двадцати восьми ДТП произошло сорок. В них погибли семь человек (за первый квартал 2007 года - один). И это не считая четырех жертв апреля...