Новые штрафы - старые проблемы
Вступили в силу поправки, ужесточающие наказания за нарушение ПДД
Аварийность на автомобильном транспорте - одна их острейших социально-экономических проблем не только ГИБДД Московской области. Если в авариях гибнут люди, выходит из строя техника, наносится ущерб окружающей среде, то здесь впору всем нам задуматься над извечными вопросами: "Что делать?" и "Кто виноват?".
Об этих вопросах и шла речь на очередной встрече с журналистами начальника Управления ГИБДД ГУВД по Московской области полковника милиции Сергея Сергеева. За 2007 год на территории Подмосковья зарегистрировано 14 337 дорожно-транспортных происшествий (ДТП). Это на 3 % меньше по сравнению с 2006 годом. Вроде бы снижение ДТП должно радовать. Если не знать, что в них погибли 2866 человек, в том числе 65 детей, и 17 682 получили ранения. Цифры - страшные...
Именно поэтому 1 января 2008 года и сотрудники ГАИ, и автолюбители ждали с волнением. С этой даты вступила в силу вторая часть поправок к Кодексу об административных правонарушениях (КоАП) РФ, согласно которым были значительно ужесточены наказания за управление транспортными средствами с непристёгнутыми ремнями безопасности, езду без документов, превышение скорости, проезд на красный свет светофора.
Предварительные итоги января Сергей Сергеев представил журналистам. И, насколько можно судить, они обнадёживают.
Так, в 2008 году произошло 729 ДТП, а за аналогичный период 2007 года - 1103! Правда, тогда погода была похуже, но всё же снижение значительное, и не последнюю, а быть может, и главную роль здесь сыграло то, что многие водители сделали из нововведений в КоАП правильные для себя выводы - ездить стали аккуратнее и спокойнее.
Особое беспокойство у водителей (естественно, что у тех, кто привык игнорировать Правила дорожного движения!) вызывает такая мера наказания, как административный арест. За январь 2008 года сотрудниками ГИБДД возбуждено 588 дел об административных правонарушениях, ответственность за совершение которых предусматривает исключительную санкцию в виде ареста. По этим материалам в 276 случаях назначено наказание в виде административного ареста. В настоящее время под ним находятся 70 человек. Правда, Сергеев, размышляя о суровости такой меры наказания, сказал, что для нормального человека и суток, проведённых за решёткой, достаточно. Вместе с тем он опроверг слухи, муссируемые рядом СМИ, что арестантов будет столько, что потребуется строительство новых помещений. Поскольку число арестов, по мнению полковника Сергеева, будет снижаться.
Равно как и будет снижаться число ДТП, совершённых водителями в нетрезвом состоянии. По крайне мере предшествующий опыт ужесточения наказания всегда приводил к тому, что число таких происшествий ежегодно снижалось на 17 - 20 %.
Вместе с тем, по словам руководителя областной ГИБДД, решение проблем обеспечения дорожной безопасности требует постоянного внимания не только специалистов, но и властных структур, общественных организаций. В целях стабилизации обстановки с аварийностью Управлением и подразделениями ГИБДД области проводится значительная профилактическая работа.
Положительную роль в стабилизации обстановки с аварийностью играют целенаправленные профилактические операции: "Внимание - дети!" , "Внимание - пешеход!" , "Автобус" , "Вихрь-Антитеррор" , "Маяк" , "Переезд" , "Газель" и другие. Проводится много различных мероприятий с целью широкого привлечения общественности и населения к участию в решении задач по ОБДД.
Руководитель регионального Управления ГИБДД отметил, что основными факторами, влияющими на аварийность, являются крайне низкий уровень дисциплины водителей, пренебрежение Правилами дорожного движения, проблемы в организации дорожного движения, особенно на федеральных трассах.
Что же делается для устранения этих недостатков? Для повышения эффективности дорожно-патрульной службы (ДПС) в области проводится работа по внедрению системы видеофиксации, или, попросту говоря, видеонаблюдения. Планируется, что к 1 июля система начнёт действовать в полном объёме. И здесь, подчеркнул Сергей Сергеев, многое будет зависеть от муниципальных образований. Поскольку именно им решать, в каких местах целесообразно устанавливать камеры наблюдения.
Для изучения зарубежного опыта сотрудники Управления даже съездили в Баварию, опровергнув, таким образом, поговорку, смысл которой таков - что русскому в радость, то немцу - смерть. Организация безаварийного дорожного движения слишком серьёзное и ответственное дело, чтобы им можно было заниматься спустя рукава. В областном бюджете на внедрение системы видеофиксации в 2008 году предусмотрено около 200 млн рублей. Кстати,
Сергеев привёл пример того, как видеонаблюдение влияет на психологию и поведение водителей. В Финляндии, например, в некоторых местах вместо камер стоят их муляжи, что, тем не менее, оказывает на финских водителей должный воспитательный эффект. Поди разбери на скорости, что там стоит в действительности!
В поле зрения ГИБДД области постоянно находятся железнодорожные переезды, на которых с печальным постоянством совершаются ДТП и гибнут люди. В настоящее время проводится проверка 300 таких переездов. Сотрудникам ГИБДД предстоит проделать большой объём работы, так как в области действует 868 железнодорожных переездов.
Выходные дни проходят у сотрудников ГИБДД особенно напряжённо. И, конечно, летом, когда тысячи машин покидают Москву и двигаются в сторону области. Большинство из них направляются на дачи. Поэтому, несмотря на то, что на дворе февраль, сотрудники ГИБДД уже готовятся к дачному сезону. Впереди у них такое важное мероприятие, как разметка дорожного полотна.
И здесь сотрудники ГИБДД в очередной раз фиксируют неспособность федеральных трасс обеспечить бесперебойное движение всё возрастающего потока машин. Причём речь идёт не только о плохой освещённости некоторых участков, малой пропускной способности магистралей и отсутствия "карманов" для отдыха или ремонта машин. Справедливые нарекания водителей вызывает и качество дорожного покрытия. Сплошь и рядом можно видеть выбоины, трещины, провалы, которые объективно создают предпосылки для ЧП на дорогах. Сергеев сообщил, что в настоящее время возросло число исков в суды по поводу того, что повреждение дорожного покрытия стало одной из причин ДТП. Правда, по его словам, в ближайшее время будет проводиться ремонт основных федеральных трасс: Киевского шоссе, Ярославского и других. Поэтому как ни крути, ни верти, а вопрос развития дорожно-транспортной сети является основным в решении проблемы снижения аварийности.
Сергей Сергеев поднял и такую проблему, как обмен водительских удостоверений - тех, чей срок истекает. Он призвал водителей не дожидаться крайнего срока и сделать это заблаговременно. В 2008 году в области в ГИБДД по поводу обмена прав обратятся около 200 тысяч человек. "Мы готовы работать с большим количеством людей, но в интересах самих же водителей произвести обмен вовремя" , - посоветовал Сергеев.
Руководитель УГИБДД области обратил внимание на ускоренные темпы автомобилизации области. В
2007 году жители Подмосковья приобрели около 105 тысяч автомашин иностранного производства, более 130 тысяч человек впервые получили водительские права. Причём контроль за качеством подготовки водителей со стороны ГИБДД осуществляется предельно строгий на всех этапах. Более того, если молодой (по водительскому стажу!) автовладелец попал в ДТП, то проводится тщательная проверка его пригодности к вождению, вплоть до выяснения того, кто был его инструктором в автошколе.
Всего же порядок на дорогах и улицах Подмосковья обеспечивают 7, 5 тысячи сотрудников Управления ГИБДД, из них 5 тысяч непосредственно в ДПС.
И последнее. Нет сомнений в том, что сотрудники ГИБДД в пределах своих возможностей делают многое для того, чтобы езда на автомобиле - будь-то грузовой или легковой - была комфортной и безопасной. Их заинтересованность в этом очевидна. Не очень понятна позиция довольно значительной части наших водителей, которые присвоили себе право толковать ту или иную ситуацию на дороге исключительно в свою пользу. Я уже не говорю о преступной легкомысленности владельцев иномарок, которые в расчёте на мощность своего движка выезжают на встречную полосу в надежде успеть завершить обгон. Иногда это получается, а иногда - нет. И тогда гибнут совершенно ни в чём неповинные люди.