Перейти к основному содержанию

Главная      ЗАКОНЫ ДВИЖЕНИЯ

ЗАКОНЫ ДВИЖЕНИЯ

Повышение качества и безопасности транспортных услуг в Москве - один из самых актуальных вопросов для быстрорастущего столичного мегаполиса. Правительство Москвы в ближайшем будущем намерено предпринять множество мер для облегчения транспортной ситуации в городе. Об этом рассказал руководитель столичного Департамента транспорта и связи Леонид ЛИПСИЦ

- Леонид Моисеевич, в минувший вторник состоялось заседание правительства на тему стратегического развития Москвы до 2025 года. Какие были определены приоритеты в развитии транспорта?

- Главная задача - это совершенствование и развитие транспортной системы для удовлетворения спроса населения на перемещение по городу. Мы живем в период интенсивного развития Москвы. Столица притягательна для проживания из-за своей продуманной экономической и национальной политики. Рост транспорта, вызванный также ростом благосостояния населения, сказывается на транспортной обстановке. На первый план выходят вопросы транспортных связей. Коротко остановлюсь на основных положениях политики города в области транспорта. Основное мероприятие - повышение удельного веса пользования городским транспортом. Дороги имеют определенные физические параметры, пропускную способность, и центр города сегодня не может вместить всех, кто хочет туда попасть на своем личном транспорте. Поэтому задача качественного и комфортного перемещения на общественном транспорте выходит на первый план. Упорядочение маршрутной сети, развитие современных видов транспорта - это стратегическая линия, которая будет реализовываться в ближайшее время. Раньше метрополитен являлся основной транспортной системой. Транспорт наземный: автобусы, троллейбусы, трамваи -играл роль обслуживающего транспорта, обеспечивающего подвоз до станций метрополитена. Сегодня роль наземного транспорта переосмыслена. Требуется внедрение его скоростных видов -легкого рельсового транспорта, новых видов автобусов, троллейбусов.

Следующая задача - это улучшение организации дорожного движения. Вопросы организации движения и водительской дисциплины очень важны для жителей города.

Еще одно направление -развитие метрополитена. Сегодня город вкладывает сюда огромные деньги, намечено строительство новых линий. Планируется обеспечение транспортного обслуживания населения районов, находящихся за МКАД, таких, как Кожухово. Москвичи должны удобно въезжать и выезжать из Москвы.

Много говорится о развитии водного транспорта, авиации. В последний год состоялось около восьми заседаний правительства по вопросам, связанным с транспортом. Принят ряд важных для нашего города решений. Это само по себе говорит о том внимании, которое уделяется транспортным проблемам.

- Расскажите о реконструкции Пушкинской площади. Предполагается разгрузить ее от машин. Не будет ли планирующийся здесь многоуровневый торговый центр притягивать сотни автомобилей в центр города, в результате чего паркинга не хватит на всех?

- Реконструкция направления по Тверской улице и до Ленинградского шоссе -одна из составных частей общего градостроительного плана Москвы. Несомненно, сегодня Пушкинская площадь, выезд в Ходынку, развязка на Соколе, Алабяна, Балтийская, Ленинградский проспект, выезд на Головинское шоссе являются критическими точками. Мэром Москвы было принято решение о реконструкции дорог, создании системы беспрепятственного движения. Одной из этих точек является Пушкинская площадь. Не только она будет обустроена под подземное движение. Планируется строительство подземных парковок практически под всей Тверской улицей. Мест там будет достаточно. Что касается торговых центров, нельзя сказать однозначно, что они в центре города не нужны. Должна быть нормальная парковка, где можно один раз поставить автомобиль и сходить в магазин. Условие - достаточное количество парковочных мест. С тем планом, который у нас есть, мест на Тверской будет достаточно. Вопрос связан с пропускной способностью. Но я вас уверяю, что резерв движения по Тверской улице значителен. Сегодня машины паркуются на проезжей части, а когда они уйдут в подземное пространство, пропускная способность будет больше. Так что ухудшения ситуации на Тверской улице не будет.

- Когда в Москве появятся линии скоростного трамвая?

- Строительство первой линии скоростного трамвая на востоке столицы начнется в 2008 году. Она пройдет по шоссе Энтузиастов, затем пересечет строящееся Четвертое транспортное кольцо, уйдет в центр, а с другой стороны планируется выход этой линии за пределы МКАД. Почему выбран этот участок? Восток столицы является проблемной зоной, необходимо его разгружать. Проект будет реализовываться на принципах инвестиционного контракта. В конце года сможем провести инвестиционный конкурс, будет объявлен победитель, который займется реализацией проекта под контролем города. Следующий участок - по Чертановской улице с выходом на Варшавское шоссе. В районе платформы ЗИЛ сойдутся многие виды транспорта, вдобавок там еще находится водный причал. Получится значительный транспортный узел. Добавлю, в Москве будет построено 90 транспортно-пересадочных узлов (ТПУ) в крупных пассажирообразующих местах города.

Полотно скоростного трамвая на значительном протяжении будет обособленным, с применением тоннелей и эстакад. Это позволит развить скорость движения до 38 км/ч, то есть в два раза большую, чем у традиционного рельсового наземного транспорта. Линии скоростного трамвая свяжут следующие районы: ул. Академика Янгеля - Южное Бутово - Щербинка, ст. м. "Университет" и район Щукино, Ивановское - Новокосино -Кожухово с дальнейшим выходом на действующие трамвайные пути у ст. НовОгиреево, Коптево и Медведково, от Чертановской улицы до Бирюлево Западное и до м. "Теплый Стан" , от ст. м. "Университет" по Мичуринскому проспекту до района Очаково, от Судостроительной ул. до Люблина, от Открытого шоссе через Гольяново, Хабаровскую и 16-ю Парковую ул. до ст. м. "Первомайская". Сегодня нельзя из одной части города проехать в другую на трамвае -существует разрыв, эти связи должны быть восстановлены. Трамвай получит статус магистрального.

Когда пассажиры смогут пользоваться низкопольными трамваями по типу низкопольных автобусов и троллейбусов? Ведь такой общественный транспорт очень удобен.

- Низкопольные трамваи пока в городе отсутствуют, что является большой проблемой для тех жителей, которые не имеют альтернативы по использованию другого вида транспорта. Это связано с техническими особенностями трамвая. В мире существуют низкопольные трамваи, мы рассматривали возможность использования трамваев разных компаний. Также прорабатываем возможность сборки иностранных трамваев на производственных мощностях Москвы.

- На последнем заседании правительства мэр Москвы Юрий Лужков вновь говорил о введении платы за въезд на автомобилях в центр города...

- Действительно, Юрий Михайлович обозначил эту проблему как проблему стратегического плана, потому что речь шла о стратегическом развитии города до 2025 года. И как возможный вариант рассматривалось применение тех методов облегчения условий дорожного движения, которые сегодня используются во всем мире. Мэр обозначил возможность проработки решения по обеспечению платного въезда в отдельные части города, в частности, Третье транспортное кольцо. Мы занимаемся этим вопросом, изучаем опыт. Сингапур, Лондон, другие города мира также идут этим путем. Где-то подобная практика уже реализуется, где-то намечается. Конечно, когда количество автомобилей превышает критическую точку, то уже начинают применяться такие меры. Сегодня экономические меры -наиболее правильные. Как это осуществить? Техническое решение вызывает наименьшие проблемы. Большие проблемы вызывают вопросы правовой базы, то есть применения административной практики по наказанию нарушителей Правил дорожного движения и вводимого порядка. Вопросы взаимодействия различных ведомств, которые будут участвовать в организации этой работы, -дорожных, технических служб, ГИБДД Москвы, службы приставов, системы страхования и других. Мэр Москвы поставил перед нами задачу проработать все вопросы, мы это сделаем и доложим ему. Что касается более конкретных деталей, они будут определены со временем. Могу сказать, что мы будем основываться на существующем в мире опыте. Например, в Лондоне сначала критически относились к подобной инициативе мэра Лондона, но стало ясно, что эта мера значительно улучшила дорожную ситуацию, дала возможность развития дорожной инфраструктуры, дополнительные деньги.

- Правительство не раз озвучивало планы по организации движения по Малому кольцу МЖД. В каком состоянии проект находится сейчас?

- У нас достигнуто полное взаимопонимание с ОАО "РЖД" -ттроекты достаточно интересны и для города, и для РЖД. Не так давно состоялась встреча мэра Москвы с президентом ОАО "РЖД" , все вопросы были оговорены, в этом году приступаем к практической реализации. Есть объективные сложности, почему нельзя это сделать "по мановению волшебной палочки". Существует сеть предприятий, которые обслуживаются со стороны Малого кольца. Сегодня нельзя отказаться от грузового движения на этом кольце, особенно в северо-и юго-восточной части. Дорога проходит через промзоны. Чтобы обеспечить ритмичное, бесперебойное по расписанию движение пассажирского транспорта, необходимо кардинально пересмотреть обслуживание этих предприятий. И, возможно, потребуется строительство нового пути, который обеспечит бесперебойность движения электропоездов. Подчеркну - планируется запустить именно электропоезда, потому что электротяга экологически оправдана. Поэтому по восточной части сегодня вопрос прорабатывается детально. И это, по-видимому, будет вторым этапом. А сегодня уже начинается работа по западной и юго-западной частям. Там довольно большой участок, относительно мало загруженный грузоперевозками. В этом году начнется подготовка -там требуется электрификация, строительство новых станций и транспортных узлов, обеспечение подвоза пассажиров, развитие инфраструктуры.

- Действительно ли предполагается сделать "второй этаж" над вылет-ными магистралями?

- На последнем заседании правительства говорилось об этом, мэром было дано конкретное поручение городским службам. Москва не имеет резервов по вылетным магистралям, за исключением железнодорожных путей, которые выходят за пределы города. Структура дорожной сети в Москве такова, что как бы мы ни ехали, мы все равно поедем по Ленинскому, Ленинградскому или другому проспекту, мы не можем их объехать. Поэтому единственным выходом являются железнодорожные пути. Современные технологии строительства позволяют накрыть вылетные дороги автомобильными. Думаю, эта мера, которую сегодня прорабатывает Москомархитектура, очень своевременна. Если мы получим дополнительную сеть магистральных дорог, то добьемся качественного улучшения движения в городе по магистралям. Можно еще и над малым кольцом пустить дублирующую дорожную сеть на втором уровне, как во всем мире, - транзитное движение идет по хай-веям, а внизу идет распределение транспортных средств уже с учетом их непосредственных функций. Фактически это будет революция в градостроительстве Москвы, что позволит качественно повысить обеспеченность города транспортом.

- В Восточном округе столицы строится новый микрорайон Кожухово, транспортная проблема там не решена. Какие перспективы у жителей?

- Задача, поставленная Юрием Лужковым, - транспортное обеспечение находящихся за периметром МКАД районов, откуда люди должны добираться, куда им необходимо, в кратчайшее время. Напомню, что в Жулебине откроется станция "Пронская" Московского метрополитена, которая позволит кардинально решить задачу. Кроме этого планируется пустить за МКАД линию скоростного трамвая и обеспечить кольцевой ввод через Волгоградский или Рязанский проспекты. В перспективе - довести эту линию легкого транспорта до центра города и замкнуть в кольцо на уровне метро "Пролетарская". Эти меры связаны с тем, что необходимо повышать удельный вес внеуличного транспорта. Что касается личного транспорта, то первоочередной задачей намечено строительство хордовой магистрали Север -Восток. С севера в город должна войти скоростная магистраль, которую в платном исполнении делают федеральные органы. Как мы отмечали, в Москве платных дорог не будет. По Москве дорога пойдет бесплатно, но она должна принять на себя транзитное движение. Выход пока прорабатывается, возможно, он будет в районе улицы Молдагуловой. Все это обеспечит нормальное транспортное обслуживание Кожухова. В этом году начинаются строительные работы. Строительство станции метро будет отнесено на позднее время. Завершения магистрали Север - Восток можно ожидать в ближайшие 2 - 3 года.

- Как будет решена транспортная проблема на Лесной улице?

- Сегодня трамвай в том виде, в котором существует, часто не является транспортом, обслуживающим население, а только приводит к ухудшению обстановки. Вы знаете, во что превратилась Лесная улица. 5-6 лет по ней нормально могли двигаться трамваи, автомобили. Были неудобства при пересечении Лесной улицы, но автомобилисты привыкли и не высказывали серьезных нареканий. Движение трамвая шло относительно беспрепятственно. Сегодня роль Лесной улицы на этом участке в северной части Москвы возросла. Она не справляется с интенсивностью движения с учетом пропускной способности и проложенных трамвайных линий. Они стали препятствием для движения транспорта, даже для самого трамвая, он сам же создает пробки на Лесной. Вдобавок трамвай движется по Лесной улице в центре, чтобы людям сесть на трамвай, нужно пройти через автомобильный транспорт, которому некуда деваться, и он часто останавливается в местах посадки-высадки. Посадка посреди улицы просто опасна для пассажиров. Мы заставляем женщин с коляской лавировать под колесами легковых автомобилей при интенсивности около 1000 машин в час по полосе. Вдобавок сейчас эта ветка стала тупиковой. Необходимо для улучшения обслуживания населения применить современный транспорт в низкопольном варианте, чтобы удобно войти с коляской, повысить интенсивность движения общественного транспорта, уменьшить интервалы. То есть удобнее использовать автобус. Об этом же нас просит население. Часто слышишь спекуляции на тему того, что Лесная улица лишается общественного транспорта. Но наши меры направлены на безопасность, повышение качества обслуживания. В целом трамвай будет развиваться, но там, где это целесообразно и необходимо с учетом интересов населения.

- Есть ли проекты по созданию велодорожных сетей и развитию вело-движения для населения?

- Этот вопрос периодически возникает. Нельзя Москву сравнивать с европейскими городами, где проживающих меньше миллиона. У нас совершенно другие дорожная инфраструктура, расстояния и климатические условия. Поэтому не думаю, что велосипед может реально заменить легковой транспорт. В среднем расстояние поездки на автомобиле до работы - 20 км. Проехать такое расстояние на велосипеде спортсмен сможет за час с небольшим, но средний житель будет тратить на дорогу часа четыре. Реально речь может идти о создании велозон в спальных районах для поездок по магазинам или отдыха. Что касается магистральных дорог Москвы, то я думаю, это нужно прорабатывать, но говорить о массовости, глобальности такого решения пока преждевременно. Надо обследовать конкретные территории, инфраструктуру, потребности населения в перемещении. Если в каком-то районе жилые дома, места торговли и предприятия находятся близко друг от друга, то можно обеспечить его велосипедными дорожками. Но опять-таки в летнее время, ведь под дождем или по снегу никто на велосипеде ездить не будет. Что касается перемещения на велосипеде из Бутова в Коровино, то об этом говорить рано - пока нет велосипедов, которые технически могли бы это позволить.

- Когда пассажирский транспорт начнет движение по Москве-реке и по каким маршрутам?

- Сегодня у нас практически нет государственных компаний, занимающихся водным транспортом. Что может сделать город и что он обязан сделать? Мы обязаны сделать так, чтобы те компании, которые легально осуществляют деятельность по перевозке пассажиров по реке, работали бы в удобных для себя условиях. Должны быть причалы, пристани, навигация, инфраструктура, которая обеспечивает заправку, дозаправку, сбор мусора и т.д. Это целая система, обеспечивающая работу водного транспорта. Город делает эту работу, те планы, которые были доложены на правительстве, реализуются. Что касается компаний, это целое направление, связанное с законодательством. Перевод судна из грузового в грузопассажирское - это достаточно жесткая процедура. Мало того, что само судно должно отвечать четко определенным требованиям, особые требования предъявляются к экипажу этого судна и капитану. Водный транспорт обязан соответствовать требованиям города. Это должны быть красивые и современные суда, наносящие наименьший вред экологии. Уже есть ряд компаний, которые в этом году приступят к перевозкам в режиме водного такси и водного автобуса. Посмотрим, как они справятся с этой задачей. Надо посмотреть, какие у них возникнут сложности и вопросы, которые нам необходимо будет совместно решать. В летний период водный транспорт, конечно, будет работать. В этом году состоится традиционный праздник - Дни Москвы-реки, будет День яхт, который тоже традиционно привлекает внимание к реке. Есть предложение по организации соревнования водной "Формулы-1". Показательные выступления состоялись лет 5

- 6 назад, а есть предложение организовать действительно этап мирового чемпионата по "Формуле-1" на воде. Все это повышает привлекательность Москвы-реки. Сегодня очень многие люди пользуются водным транспортом. Для поездки на работу - те, кто живет % Братееве или на западе близко от Москвы-реки, от канала. Направление маршрутов ограничено руслом - в сторону Коломенского и в сторону водохранилища. Все это называется Московским водным бассейном. Участки, которые востребованы, будут обкатываться. Коммерческие структуры и структуры, которые вышли в свое время из речного пароходства, этим занимаются. В этом году мы посмотрим вместе, какие маршруты будут востребованы.

- Оправдали ли себя перехватывающие парковки?

- Есть две мотивации использования перехватывающих парковок. Первая - люди хотят сократить время передвижения от окраины до центра, оставляют транспорт у метро и быстрее добираются на метро. Вторая - многие приезжие из области просто не хотят водить машину в Москве в условиях такой интенсивности движения, им некомфортно. Сегодня такие перехватывающие парковки востребованы. Практически каждая префектура, которая имеет выход к МКАД (то есть за исключением Центральной префектуры), занимается реализацией этого проекта. Возникают и стихийные парковки, в частности у м. "Бульвар Дм. Донского" , -территория вокруг превратилась в парковку, жители Подмосковья оставляют там машины. Этот вопрос необходимо решить. Что касается парковок, расположенных вблизи центральной части, здесь сложнее. У людей отсутствует мотивация их использования. Почему ими пользуются в Германии, например в Дюссельдорфе? Потому, что там невозможно припарковаться бесплатно в центре города. То есть тут работает не фактор времени, а фактор экономический: город не позволяет парковаться бесплатно в центре, это слишком дорого обходится всем - населению, экологии и т. д. Для массового жителя Дюссельдорфа очень дорого платить за парковку в центре, ему удобнее оставить машину подальше и пересесть на трамвай. У нас этот вопрос перекликается с экономическим стимулированием не въезжать в центр города. Если я сегодня проехал час через весь Волгоградский проспект до метро "Пролетарская" и мне до центра осталось доехать пять минут, и я припаркую машину всеми правдами и неправдами где-то у двери, которая мне нужна, то какой смысл мне оставлять машину подальше и ехать на метро до центра? Есть люди, которые в течение дня никуда не уезжают из центра, и брошенная ими машина на проезжей части весь день доставляет неудобства другим. Поэтому перехватывающие парковки в центральной части города нужны, но они будут востребованы тогда, когда будет упорядочен вопрос о парковках. Иногда в качестве перехватывающих парковок используются парковки крупных магазинов, магазины, которые имеют бесплатные автобусы, - они используются жителями Подмосковья. Люди туда приезжают утром, садятся на бесплатный автобус, едут на работу, вечером на том же бесплатном автобусе приезжают обратно.