Перейти к основному содержанию

Главная      Автомобиль - не игрушка

Автомобиль - не игрушка

"Разумная часть автолюбителей настроена на то, чтобы требовать от участников движения соблюдения элементарных правил поведения на дорогах", - сказал заместитель руководителя фракции "Единая Россия" Валерий Рязанский на собрании внутрифракционной группы. Первым вопросом повестки заседания стояли поправки в Кодекс об административных правонарушениях, ужесточающие наказания за нарушение правил дорожного движения.

Пока законопроект готовится ко второму чтению, до депутатов доносится много разноречивых оценок от общественных организаций и граждан. Валерий Рязанский отметил, что люди, которые выступают за смягчение предусмотренных санкций, сами чаще всего являются злостными нарушителями. По словам начальника правового управления департамента обеспечения дорожного движения МВД России Владимира Кузина, несмотря на наметившуюся тенденцию к стабилизации, ситуация на дорогах достигла критической точки. Ждать дальше нет смысла, нужны более жесткие меры, чем те, которые принимались раньше и не давали результата. Кузин уверен, что аварийность на дорогах позволят снизить увеличившиеся в десять раз штрафы, новые правила определения состояния опьянения и введение нормы содержания алкоголя в крови, а также фиксация правонарушений с помощью технических средств - без участия сотрудников ГИБДД.

Заместитель начальника Главного управления ГИБДД МВД России генерал-майор милиции Александр Якимов с удовлетворением отметил, что Россия в плане ужесточения мер за нарушение правил дорожного движения идет по пути мирового сообщества. По инициативе Омана ООН отметила глобальный кризис в области безопасности дорожного движения, и Российская Федерация приняла активное участие в обсуждении этого вопроса. Среди мер, на которые идет мировое сообщество, - усиление борьбы с управлением транспортными средствами в состоянии опьянения, усиление санкций за нарушение скоростного режима, за езду без мотошлемов, без ремней безопасности и детских сидений. Александр Якимов возглавляет единственную в мире международную рабочую группу, которая занимается безопасностью дорожного движения... Участники группы, организованной Комитетом по внутреннему транспорту Европейской экономической коалиции ООН, регулярно обмениваются информацией, которая касается изменений в национальных правилах дорожного движения. "Несмотря на существующие достаточно суровые санкции в странах Европы, идет общая тенденция по их дальнейшему ужесточению, - сказал Якимов. - Мир понимает, что автомобиль - не игрушка, а источник повышенной опасности". Мировое сообщество делает все для того, чтобы нарушать правила дорожного движения было невыгодно.

С 23 по 29 апреля в мире пройдет глобальная неделя по безопасности дорожного движения. Она будет посвящена молодым водителям, которых на дорогах становится все больше и которым часто не хватает опыта. В нашей стране в этом плане особенная ситуация, так как автошколы часто выпускают неподготовленных водителей. "Как планируется повышать качество обучения водителей?" - спросил у представителей МВД Валерий Рязанский. Александр Якимов привел в качестве примера опыт Казани, где правилам дорожного движения начинают обучать уже в детском саду. А в России правилам дорожного движения посвящено два часа в учебной программе 8-го класса школы в рамках предмета "Основы безопасности жизнедеятельности". Необходимо повышать внимание образовательных учреждений к обучению поведению на дорогах, и положительные тенденции уже наметились: при некоторых школах начали строить автогородки. Вскоре они должны появиться в каждом среднем учебном заведении. Что касается непосредственно автошкол, планируется ужесточить лицензионные требования к ним, и максимально сузить круг лиц, сдающих экстерном экзамены на получение прав.

Второй вопрос Валерий Рязанский задал от лица граждан, которые опасаются увеличения поборов на дорогах после введения новой системы штрафов. Владимир Кузин ответил, что с появлением закона коррупция, конечно, может возрасти. Но чтобы этого не случилось, вводится фиксация правонарушений техническими средствами. Кузин также заверил, что МВД тщательно отслеживает и наказывает недобросовестных сотрудников. В прошлом году, по официальной статистике, среди сотрудников Госавтоинспекции было зафиксировано 992 преступления, 220 связаны с получением взятки, из них всего в восьми случаях сотрудник ГИБДД принуждал водителя к даче взятки. Повышением добросовестности сотрудников правоохранительных органов должна поспособствовать Концепция подбора кадров, разработка которой в МВД близится к завершению.

В отличие от большинства автолюбителей заместитель председателя Комитета Госдумы по безопасности Анатолий Куликов выступил за усиление ответственности за пьянство за рулем. Депутат опасается и за увеличение коррупции после вступления в силу поправок к Кодексу об административных правонарушениях и потому с коррупцией среди сотрудников ГИБДД Анатолий Куликов предлагает бороться с помощью полного перехода на автоматический контроль правонарушений. Также он предложил Министерству внутренних дел подготовить комплексный план по совершенствованию работы сотрудников патрульно-постовой службы. В частности, можно прикрепить к форме сотрудника ГИБДД "бирку" с именем и фамилией - тогда, уверен Куликов, должностных нарушений будет меньше.

Первый заместитель председателя Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Валерий Гребенников озадачил представителей МВД. В частности, он коснулся вопроса парковки в крупных городах, где поставить машину законно иногда просто невозможно. "Если мы будем закрывать глаза на нарушения правил парковки, в городе наступит коллапс", - ответил ему Владимир Кузин и подчеркнул, что организация парковочных мест сейчас ложится на плечи местной власти. Заинтересовали Гребенникова и некоторые моменты в процедуре освидетельствования пьяных водителей. "Почему я должен дышать в трубку, в которую до меня подышали десять человек?" - спросил депутат. Кузин обратил внимание, что процедура освидетельствования упрощается и вводятся новые правила определения степени опьянения с помощью новых одноразовых тестов.

Некоторые депутаты считают слишком строгим наказание за управление транспортным средством в состоянии .опьянения и предлагают сократить наказание до штрафа и трех месяцев лишения прав. Александр Якимов обратил внимание, что в ряде стран у пьяного водителя отбирают права пожизненно. "Любая санкция адекватна нарушению", - утверждает Якимов, ратуя за ужесточение наказаний.

Предложения депутатов Найдут отражение в поправках, подготовленных ко второму чтению законопроекта. Думается, их будет немало, но только в спорах рождается истина. "Хочу повторить то, что наша задача - обеспечить бадане интересов участников дорожного движения и тех, кто обязан регулировать дорожное движение, - сказал Валерий Рязанский. - Закон должен привести нас к заветной цели - снижению травматизма на дорогах и повышению ответственности участников дорожного движения, включая и пешеходов, и тех, кто отвечает за состояние дорог и организацию дорожного движения на трассах и внутригородских магистралях". Пока же, по словам Рязанского, уровень культуры водителей обратно пропорционален автомобилизации России. А движение на дорогах, по меткому выражению Александра Якимова, напоминает движение "стада баранов".