СПОР О ПРАВАХ И ВЗЯТКАХ
С 1 января 2007 года в России вступили в силу новые Правила дорожного движения. Решение было принято правительством РФ и сразу же вызвало жаркие дискуссии. Мнения чиновников и простых людей разделились. Одна сторона считает ужесточение контроля за водителями залогом безопасности на дорогах. Оппоненты, наоборот, полагают, что драконовские меры приведут к всплеску взяточничества среди инспекторов ГИБДД.
Так что же вы, Правила, людям несете?
Вот некоторые особенности этого проекта. Теперь цвета габаритных огней, стоп-сигналов и фар будут разграничиваться по новому ГОСТу. Грубо говоря, на передней части автомобиля могут быть лишь белые фары и габаритные огни; сзади они должны быть только красного цвета, а "поворотники" со всех сторон - исключительно желтые. За нарушение можно получить предупреждение или штраф в 50 рублей. А, к примеру, многие японские и американские модели этим нормам не соответствуют. Однако вроде бы есть небольшое послабление: авто, приобретенные до 1 января 2007 года, штрафоваться не будут.
Автомобилям же с незаконно установленными спецсигналами, неоновыми лампами и светодиодами объявлена война. Предусмотрена конфискация таких приспособлений и штраф в 25 МРОТ либо лишение водительских прав - в зависимости от квалификации нарушения.
Запрещена перевозка 12-летних детей на переднем сиденье без специальных фиксирующих устройств. А вот какие это устройства - правила умалчивают. Известно лишь, что они должны зависеть от роста и веса ребенка. Получается, чадо можно хоть скотчем примотать к сиденью по всей длине туловища, дабы избежать взыскания (предупреждение или 0,5-1 МРОТ)?
А при движении вне населенных пунктов в светлое время суток водители должны включать ближний свет фар, иначе отдадут 200 рублей. В зоне действия знака "Обгон запрещен" с 1 января даже обогнать по встречной полосе медлительный трактор непозволительно. Пешеходам тоже придется быть внимательнее. Двигаясь по краю проезжей части, они всегда должны идти навстречу транспортным средствам (за нарушение - штраф 50 рублей).
Предполагается в 2007 году ввести балльную систему. Во Франции она существует уже много лет, и после ее введения безопасность дорожного движения заметно повысилась, особенно с появлением автоматических радаров. Как полагают в МВД, для этого понадобится база данных о нарушителях правил. И сотрудники ГИБДД уже начали формировать электронные досье на злостных нарушителей.
Депутатское мнение
В целом Госдума согласна, что нововведения в ПДД направлены на повышение безопасности и согласуются с
международными нормами. И все же некоторые депутаты считают, что новые Правила вступили в силу преждевременно, ибо требуют технического переоснащения транспортных средств. Как заявил премьер-министр Михаил Фрадков, правительство РФ в ближайшее время скорректирует изменения в новых Правилах дорожного движения и исправит неточности.
Чиновники настаивают на том, что новшества лишь "формально приводят в соответствие правила и ГОСТы" и "новых штрафов и репрессий эти изменения не принесут", потому что в Кодекс об административных правонарушениях не добавлены соответствующие статьи. На деле же, возражают чиновникам оппоненты, в КоАП есть достаточно статей, под которые можно "подогнать" любое несоответствие (например, светотехники), возникшее в результате спешно внесенных в законы поправок.
Глас народа
По словам очевидцев, в столице и Московской области владельцев "американок"
и "японок" уже с 1 января подкарауливают инспектора и вымогают деньги, угрожая лишением прав за оранжевые передние габариты и задние красные "поворотники". И на интернет-форумах теперь только и обсуждают гаишное вымогательство. Одному водителю за "фары не того цвета" предложили откупиться 200 долларов, но успокоились на 1000 рублей. Хотя есть и сообщения об изъятии прав и передаче дел в суд. Поэтому уже началась организация акций протеста против ущемления прав владельцев американских машин.
Неудивительно, ведь вне закона оказалась почти вся светотехника североамериканских авто, попавших в Россию мимо сети официальных дилеров. Полная замена таких приборов на машине (в зависимости от марки), по словам работников автосервисов, может стоить до 150 долларов. И вроде пока очередей нет. Однако для Ford Taurus или Cadillac в природе не существует оранжевых "поворотников", и на что можно поменять их фары - непонятно.
В итоге получается, что действия инспекторов ГИБДД абсолютно правомерны и езда с оранжевыми габаритами подпадает под статью 12.5 КоАП за несоответствие "требованиям основных положений по допуску транспортных средств". Можно лишиться и приборов, и прав на срок до года. И, видимо, гаишникам придется запасаться отвертками и гаечными ключами, чтобы выкручивать фары у нерадивых шоферов на месте.
Правда, некоторые из высокопоставленных чиновников утверждают, что за задние поворотники красного и даже синего цвета наказывать пока никак нельзя. В остальных случаях, чтобы не связываться с гаишниками, которые теперь не оставят владельцев "американок" в покое, необходимо переделать фары. Хотя, наверное, можно попытаться отстоять свою правоту в суде. Ведь цвет фонарей инспектора определяют на глаз, то есть без использования специального прибора, внесенного в Госреестр измерительных средств и прошедшего поверку в Госстандарте.
Кстати, знаменитая раритетная "Победа" имеет красные стекла поворотников. И портить внешний вид исторической реликвии как минимум не эстетично и не патриотично. К тому же у нее двухнитевые лампочки, и разделить стекла в принципе невозможно. Как полагают адвокаты, специализирующиеся на защите прав потребителей, государство обязано отвечать по закону за убытки, которые гражданин понесет. Оценку же того, во что обойдется "переделка" такой машины, видимо, придется делать экспертам в области культурных и исторических ценностей.
Шоферы с чадами
Родителей, транспортирующих своих отпрысков без детских кресел и "других средств, позволяющих пристегнуть ребенка ремнем безопасности", по КоАПу, можно оштрафовать на 100 рублей за "нарушение правил перевозки людей". Тем не менее о проведении акций протеста недовольных родителей речи пока не идет, хотя их, бесспорно, больше, чем владельцев "американок" и "японок".
Начальник отдела административной практики и дознания ГАИ России Владимир Кузин советует:
- Чтобы выполнить правила, не обязательно покупать детское кресло, достаточно подложить ребенку под попу пуховую подушку, и ремень будет проходить не по шее, а по груди ребенка.
Фактически же, если ремень проходит через ключицу ребенка или зафиксирован совершенно нормально, никакие другие кресла, специальное оборудование не нужны. Но ведь необходимо дать четкие инструкции инспекторам ГИБДД, как себя вести. В частности, в УГИБДД Ивановской области сотрудники пока нечетко ориентируются в новшествах ПДД.
Да и кресла приобрести довольно накладно: цены колеблются от 6 до 18 тысяч рублей. А по заверениям продавцов-консультантов, чем дешевле кресло, тем меньше безопасность ребенка. К тому же большинство имеющихся в продаже кресел рассчитаны на детей до 3-5 лет. 12-летнему подростку влезть в такое будет проблематично.
В КАЧЕСТВЕ ЭПИЛОГА
Всего с нового года в ПДД внесено семь изменений. Некоторые носят рекомендательный характер. Например, всем пешеходам предложено в темное время суток прикреплять на одежду специальные отражающие свет элементы. Другие - обязательные и предусматривают штрафы за невыполнение. Причем мнение некоторых водителей таково: особо переживать не стоит: вчера брали деньги за одно, завтра будут брать за другое.