Забыл дома права? Садись на 15 суток
На следующей неделе в Думе будет рассматриваться законопроект об ужесточении ответственности водителей за несоблюдение Правил ДОРОЖНОГО движения. Штрафы вырастут в 15 раз
В России сейчас около 35 миллионов частных авто. Умножьте эту цифру на три - состав средней семьи, - и получится не менее 100 миллионов россиян, которых непосредственно коснутся эти поправки. Две трети страны...
Кто все это придумал
Каждый год на наших дорогах гибнут около 35 тысяч человек. Президент Путин первым забил тревогу. На прошлогоднем декабрьском заседании Совета безопасности он поставил вопрос ребром: нация в опасности! Призыв не остался неуслышанным. Сразу три депутата - Плигин, Москалец и Харитонов из "Единой России" - выступили с серьезной инициативой: надо резко ужесточить ответственность водителей, и тогда на дорогах воцарится порядок.
Вот что вкратце эта тройка предлагает:
* штрафы за грубые нарушения поднять в 10 - 15 раз;
* разрешить постовому самому определять, пьян водитель или нет;
* впервые с лишением прав теперь водителя могут подвергнуть административному аресту до 15 суток;
* ввести хорошо забытую балльную систему. За превышение лимита в 10 баллов водитель лишается прав. Причем баллы несгораемы. Если вас лишают прав до полугода - заработаете один балл, если от полугода до года -два, от года до полутора лет - три балла, а если дело дойдет до двух лет или посадят в кутузку - получай все четыре балла! Если лимит баллов превышен, то права отбирают уже насовсем! Чтобы стать навечно бесколесным, надо два раза проехаться пьяным за рулем и, например, один раз не предоставить сотруднику милиции свой автомобиль.
Конституция не в счет
Известный правозащитник и председатель "Движения автомобилистов России" Леонид ОЛЬШАНСКИЙ только разводит руками:
- Для водителей в России наступает 37-й год! Первое - ликвидируется принцип презумпции невиновности на дороге. Прямо так и сказано в законопроекте: в случае фиксации административного правонарушения в области дорожного движения специальными техническими средствами к административной ответственности привлекается владелец транспортного средства. То есть что получается? По Конституции и по кодексу совершено хоть убийство, хоть хулиганство, хоть елку вырубил без разрешения под Новый год: сначала нужно установить, кто конкретно нарушил, а вину можно доказать только в суде. Плюс такие процедуры, о которых мы говорили, - адвокат, протокол... А здесь нет никаких адвокатов и никаких протоколов. Автомат зафиксировал нарушение скорости вашим автомобилем. Вам по фотографии автоматически будет вноситься постановление и квиток со штрафом приходить. А дальше ты доказывай, что не верблюд... Вот это самое страшное. А балльная система нарушает Конституцию многократно. Например, такое общее понятие о том, что нельзя дважды наказывать за одно и то же деяние. А балльная система наказывает трижды! Первый раз - штрафом или лишением прав за конкретное деяние. Второй раз - начислением баллов за это же деяние. И третий раз, что самое важное, лишением прав по совокупности ранее накопленных баллов. Можем ли мы представить, чтобы человек пять раз отсидел в тюрьме, а ему скажут - а вот шестой раз, друг, ты будешь сидеть по совокупности пяти предыдущих.
Следующий пример - медицинское освидетельствование. Сейчас его проводит только врач. Плигин и компания дают право гаишникам заставить человека дуть в трубочку. Это никуда не годится.
За то, что водитель сел за руль без водительского удостоверения, предполагается административная ответственность - арест до 15 суток. За превышение скорости от 40 до 60 км сверх дозволенного наказывать будут не только большим штрафом, но и лишением права управлять до полутора лет. А если превысил на 60 км/час, то есть 120 пролетел по одной из центральных улиц, будет тебе уже 2 года. Вот примеры. Проезд на запрещающий сигнал светофора сегодня один МРОТ (для штрафов минимальный размер оплаты труда равен 100 рублям). По проекту - 15 МРОТ. И плюс лишение на срок до полутора лет. Сегодня дополнительные проверки на дорогах запрещены примечанием к статье 12.1. Ее же хотят просто ликвидировать. За нарушение правил парковки гигантский штраф - 25 МРОТ. И лишение права управления до двух .лет. Административный арест на 15 суток только за сам факт отказа от медицинского освидетельствования.
- Мы концептуально поддерживаем инициативу депутатов, - от имени всей ГИБДД заявляет начальник первого управления Главка ГАИ полковник Владимир КУЗИН. - А насчет тройной ответственности перед законом скажу следующее. Баллы получает лишь тот, кто лишается водительского удостоверения по закону. Это значит, что репрессиям подвергается лишь тот водитель, который систематически и серьезно нарушает правила. А как вы хотели? Вот сейчас ехал к вам на встречу - на Ордынке затор. В два ряда припаркованы машины с каждой стороны. Один ряд рабочий. Беспредел!
Это не репрессии, а революция?
Я встретился с одним из инициаторов этих поправок - депутатом Александром МОСКАЛЬЦОМ.
Несмотря на ранний час, я опоздал из-за пробок. На что явно повеселевший Александр Петрович с ленинской хитринкой вдруг спросил:
- А у меня никогда нет проблем с пробками! Знаете почему?
- Конечно, знаю! У вас и мигалка, и спецномера. Что здесь удивительного?
- А вот и не отгадали! -обрадовался Александр Петрович и предъявил веер билетов в московский метрополитен. - Никаких пробок! Пятнадцать минут - и на работе! Пользуйтесь подземным транспортом!
Затем подвижный Александр Петрович продолжил:
- Этот законопроект - революционный! У всех участников дорожного движения сложилось мнение, что ответственность за нарушения минимальна. Нарушай сколько хочешь! Ничего серьезного не будет. Нет, это не так. Грядет революция! Каждый водитель должен отвечать за свои поступки. По полной программе. Только так мы сможем обуздать катастрофическую смертность на дорогах!
- А как же спецномера и спецсигналы?
- Спецсигналы сократить, а спецномера оставить! Вы знаете, что многие депутаты стесняются носить на лацкане депутатский значок? Боятся, если их узнают. Номера с триколором - тот же значок. Если нарушила такая машина правила - штраф должен быть выше, чем у обычной. Быть депутатом - большая ответственность!
Пока я брал интервью, все поглядывал на тощую стопку билетов в метрополитен, которую депутат неосторожно оставил в моем поле зрения. Они были на одну, максимум две поездки. Такими пользуются не постоянно. А дата последнего прохода в общественный транспорт меня просто удивила: 23 мая 2006 года.
Опять расплодим оборотней
Автолюбители - и самая активная, и самая прибыльная часть россиян. С одной стороны, надо наводить порядок среди водителей, с другой - среди стражей порядка. Секрет репрессий против российских водителей раскрывает адвокат Леонид ОЛЬШАНСКИЙ:
- Мы спрашивали водителей: когда, при каких обстоятельствах и за что они дают взятку гаишникам? И они говорили: если нет талона техосмотра, мы взятку даем, равную половине того, что прописано в кодексе. Нужно 100 рублей - предлагаю 50. Нужно 1000 - предлагаю 500. Аргументы: командир, зачем писать? Давай сэкономим время? А когда были баллы, сумма взятки равна была удвоенной сумме, прописанной в кодексе. Аргумент какой? Командир, возьми вдвое больше, только не оформляй, чтобы баллы мне не тикали! Все репрессии, которые не прошли когда-то, залепили в этот законопроект. Поправки к кодексу только увеличат количество оборотней.
Депутат Виктор ПОХМЕЛКИН весьма скептически относится к новым инициативам:
- С одной стороны, это усиление административного взыскания, что, в общем, у меня принципиально больших возражений не вызывает. Потому что сейчас довольно маленький штраф за серьезные нарушения. 100 рублей -проезд на красный свет? Тут можно спорить, какие нужны санкции. Но есть вторая составляющая, с чем я принципиально не согласен. Эта составляющая означает расширение полномочий гаишников, которые сегодня призваны выявлять нарушения, оформлять их, а потом назначать наказания. Вот расширить их полномочия я категорически против, потому что это повлечет за собою только еще большую коррупцию, злоупотребления, еще большее неравенство граждан...
То, что гаишники с депутатами-"единороссами" выиграют битву за наши кошельки, - вопрос, пожалуй, решенный. На щите - безопасность и многократные выступления президента Путина о смертях на российских дорогах. А то, что врач или учитель в глубинке получает 5 тысяч рублей, а штраф может составить и 6 тысяч рублей, похоже, никого и не волнует.