СКОВАННЫЕ ОДНОЙ ЦЕПЬЮ
Как избежать проблем при буксировке автомобиля
Увы, даже самое надежное ТС - от самых известных автопроизводителей - может внезапно остановиться. Разумеется, в самый неподходящий для этого момент. Согласитесь, что бывают ситуации, когда и самый продвинутый в узлах и агрегатах водитель не может заставить свою четырехколесную собственность двигаться.
Остается искать того, кто доволок бы ваше ТС на буксире до дома.
В первую очередь и прежде всего: если вы недостаточно опытны, лучше ехать за легковым автомобилем, поскольку есть возможность видеть дорогу сквозь его стекла, грузовик же значительно ухудшит обзор. Трос должен соответствовать требованиям ПДД. Слишком длинный так же опасен, как и слишком короткий: другие участники движения могут попросту его не заметить. К тому же, предполагая худшее, если у буксируемого вдруг откажут тормоза, повреждения будут более существенные.
Сам трос выберите по вкусу: наиболее удобны те, у которых на концах закреплены крюки, а самые прочные и обеспечивающие плавный ход - не металлические и не растягивающиеся, как гирлянды, а похожие на толстую веревку.
СИГНАЛЫ
Перед началом поездки договоритесь не только о маршруте и о том, во сколько она вам обойдется, но и об условных сигналах.
Приведем пример таких сигналов. Для тягача: включение указателя поворота, как обычно, перестроение или поворот; помаргивание стоп-сигналами или поднятая рука - "торможу". Для буксируемого: включенный правый указатель поворота (не забудьте выключить аварийку!) и короткое моргание фарами - "остановись у обочины", длинный сигнал фарами - "едем дальше".
Сигналы могут быть и другими, главное, чтобы вы оба их понимали и не вводили в заблуждение других водителей.
ДВИЖЕНИЕ
Если тягач больше и мощнее буксируемой машины, включите высшую передачу - это сделает движение более плавным и будет работать усилитель тормозов. Согласно требованиям ПДД, на тягаче должен быть включен ближний свет фар, а на буксируемой машине - аварийная сигнализация. Ведущий обеспечивает разгон "автопоезда", а ведомый - торможение (это не значит, что ведущий вообще не должен прикасаться к педали тормоза). Вообще, ехать надо так, чтобы трос был всегда натянут. Действия ведущего должны быть максимально понятны ведомому. При перестроениях первым в сторону должен смещаться буксируемый, а количество перестроений надо стремиться свести к минимуму. На многорядной дороге это обеспечит движение по второму ряду, на более узкой - по правому. При подъезде к месту стоянки постарайтесь остановиться так, чтобы как можно меньше толкать машину руками.
Кстати, если в автомобиле не оказалось буксира, в крайнем случае, можно снять ремни безопасности и связать их вместе до нужной длины. Прочности ремня вполне достаточно, но этот способ может вызвать справедливые возражения инспекторов ГИБДД.
ТРОС
Лучший буксир - не стальной. Да, такой трос очень прочен, им можно вытащить и сильно застрявший автомобиль, когда все остальные тросы рвутся. Но стальной трос подвержен ржавлению, он состоит из отдельных тонких проволок. А уж если порвется - мало не покажется. Если освободившийся конец с силой ударит по машине, то легко пробьет стекло, а может перебить и ногу стоящему рядом помощнику. Поэтому, заводя стальной буксир, отходите на безопасное расстояние. Амортизирующими свойствами обладают капроновые буксиры.Если это плоский строп - он плохо тянется и плохо амортизирует. А вот строп круглого сечения, да еще сплетенный "косичкой", будет смягчать рывки, растягиваясь до 10 процентов длины. Полипропиленовый шнур хорош по амортизирующим качествам, но прочностью не блещет. Сам шнур должен быть не пустой внутри, а с сердцевиной: он больше проработает. Длина троса должна быть от 4 до 6 метров - согласно ПДД. Его следует снабдить флажками красного цвета. Нужные карабины сейчас свободно продаются, и для уверенности лучше их брать в магазинах серьезных фирм. Сам трос можно натягивать как прямо от буксировщика к буксируемому, так и по диагонали, если это позволяют проушины на машинах. Диагональный способ удобен тем, что позволяет второй машине свободно рулить, выезжая из-за первой, то есть водитель может хорошо видеть дорогу. Однако на скользкой трассе так ехать тяжело, поэтому трос лучше вязать прямо.
ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ
Повторим, прежде всего, старайтесь не использовать в качестве буксира металлические тросы. Дело даже не в том, что "железный галстук" может "с мясом" вырвать проушину - он может покалечить. Причем как автомобиль, так и стоящих около него людей. Категорически не советуем крепить буксирный конец за узлы подвески, рулевые тяги и прочие элементы ходовой части автомобиля, не предназначенные для этих целей.
Если заднее стекло тягача затонировано или частично перекрыто висящей сзади запаской, то трос лучше зацепить "в диагональ": к левой проушине тягача и к правой - на аварийной машине. При такой схеме легче ехать уступом, давая возможность водителю буксируемого автомобиля видеть, что происходит впереди. Водитель тягача, в свою очередь, должен выбрать оптимальный маршрут (лучше - по незагруженным магистралям и с минимальным количеством левых поворотов) и уметь прогнозировать работу светофоров. Перестраиваться следует с запасом, а проходить повороты -по максимально широкой дуге, помня, что "прицеп" всегда "режет" траекторию. Чтобы не было сильных рывков, разгоняться надо плавно, а переключать передачи - максимально быстро, с легкой пробуксовкой сцепления. Перед подъемом включите ту передачу, на которой ваш "автопоезд" гарантированно заберется наверх (все сомнения решаются в пользу низшей ступени).
Главная задача того, кто едет на буксире, - обеспечивать постоянное натяжение троса. Обычно это делается периодическим подтормаживанием, особенно если машины идут накатом или под уклон. Останавливаться лучше так: водитель тягача обозначает свои намерения стоп-сигналами, но тормозить "автопоезду" помогает буксируемая машина, придерживая тягач за "хвост". Последний нюанс касается буксировки автомобилей, оснащенных автоматической коробкой передач. Если есть возможность, то от подобной процедуры лучше отказаться вовсе. Дождитесь эвакуатор или попытайтесь вывесить ведущую ось машины, используя метод частичной погрузки на подходящий для этих целей грузовик. В крайнем случае, буксируйте традиционным способом, современные "автоматы" это допускают. Но только медленно - селектор автомата должен стоять в нейтральном положении.